город Москва |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А41-79274/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) военной прокуратуры Сергиево-Посадского гарнизона: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон": Звездкиной А.С. (дов. N 200-юр/19239 от 11.10.2018 г.);
рассмотрев 18 мая 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон"
на решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 г.,
по делу N А41-79274/19
по заявлению военной прокуратуры Сергиево-Посадского гарнизона
к акционерному обществу "Федеральный центр науки и высоких технологий "Специальное научно-производственное объединение "Элерон"
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: 21 августа 2019 г. Военной прокуратурой Сергиево-Посадского гарнизона произведен осмотр объекта капитального строительства - малосемейного общежития войсковой части 14258 (шифр объекта 258-8ОБЩ), расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, п/о Шарапово.
В ходе проведения проверки установлено, что 19 ноября 2018 г. между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, Государственный заказчик) и акционерным обществом "Федеральный центр науки и высоких технологий "Специальное научно-производственное объединение "Элерон" (далее - АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон", общество, ответчик, Генподрядчик) был заключен государственный контракт N ДС/25808ОБЩ (далее - государственный контракт) на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Строительства - малосемейного общежития войсковой части 14258" (шифр объекта 258-8ОБЩ).
Работы по возведению вышеуказанного объекта ведутся обществом в нарушение части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.
Также было установлено отсутствие положительного заключения Государственной строительной экспертизы Минобороны России и проектной документации со штампом заказчика "к производству работ", а также не была представлена исполнительная документация, подписанная участниками строительства (заказчик, подрядчик, проектировщик и авторский надзор) по выполненным работам.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21 августа 2019 г.
По факту выявленных нарушений Военной прокуратурой Сергиево-Посадского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 августа 2019 г. по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Военной прокуратуры Сергиево-Посадского гарнизона в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 г., заявленные требования удовлетворены. АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. 00 коп.
В кассационной жалобе АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Военной прокуратуры Сергиево-Посадского гарнизона в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные органы заявление о выдаче разрешения на строительство.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу требований статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства. Осуществление строительной деятельности без разрешения, полученного в установленном порядке, действующим законодательством не допускается.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 17 февраля 2011 г. "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Действия, связанные со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон", суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" является генподрядчиком строительства и, следовательно, субъектом вмененного административного правонарушения.
Судами также принято во внимание, что на момент проведения проверки выполнялись работы по устройству фундамента объекта капитального строительства, по устройству обмазочной гидроизоляции фундамента, соответственно, подготовительный этап строительства был уже завершен и начато строительство объекта.
Отклоняя доводы общества относительно нарушений со стороны Военной прокуратуры Сергиево-Посадского гарнизона процедуры привлечения к административной ответственности в части извещения о проведении проверочных мероприятий в отношении объекта строительства, суды указали на то, что в связи с поступлением 20 августа 2019 г. в Военную прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования, а именно: информация из 1 отдела Управления ФСБ России по 12 ГУ МО от 20 августа 2019 г. N 5087 о ведении строительства на территории войсковой части 14258 (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н., д. Шарапово, 12 ГУ МО) малосемейного общежития силами АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" без соответствующего разрешения на строительство, военным прокурором гарнизона было принято решение о проведении проверки от 20 августа 2019 г. N 24/12/00196-19-М.
20 августа 2019 г. на электронный адрес (почту), указанный на официальном сайте АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" - www.eleron.ru, прокуратурой было направлено соответствующее уведомление (N 2557), которое было получено обществом в этот же день.
Указанное уведомление также было направлено в адрес общества посредством почтовой связи (по адресу: 115563, г. Москва, ул. Генерала Белова, д. 14).
Представители АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" присутствовали при проведении проверки, что подтверждается актом осмотра от 21 августа 2019 г.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что военной прокуратурой соблюден порядок уведомления общества о проведении проверочных мероприятий в отношении объекта строительства.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Каких-либо нарушений при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не выявлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 г. по делу N А41-79274/19 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон", суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
...
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2020 г. N Ф05-4010/20 по делу N А41-79274/2019