город Москва |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А40-41648/19-33-389 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Беловой А.А. (дов. N 33-Д-999/19 от 28.11.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Сухова Д.А. (дов. N Д-40/2019 от 30.12.2019 г.);
от третьего лица Правительства Москвы: Беловой А.А. (дов. N 4-47-2087/9 от 09.09.2019 г.);
от третьего лица конкурсного управляющего ЗАО "Энерготехпром Инвестстрой" Шишкина В.М.: не явились, извещены;
рассмотрев 21 мая 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 г.,
по делу N А40-41648/19-33-389
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным уведомления,
третьи лица: Правительство Москвы; конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Энерготехпром Инвестстрой" Шишкин В.М.,
УСТАНОВИЛ: 13 сентября 2004 г. на основании распоряжений префекта Северо-Восточного административного округа города Москвы от 19 апреля 2004 г. N 1289 и от 07 сентября 2004 г. N 3009 между Московским земельным комитетом (Арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Энерготехпром Инвестстрой" (далее - ЗАО "Энерготехпром Инвестстрой", Арендатор) был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-02-022816 (с учетом дополнительных соглашений от 29 декабря 2005 г. и от 22 июня 2007 г.) земельного участка общей площадью 39 558 кв.м., в том числе 693 кв.м. тротуаров и 1 223 кв.м. дорог, расположенного по адресу: г. Москва, Высоковольтный пр-д, вл. 1, со сроком действия на 49 лет (до 13 сентября 2053 г.) (далее - договор аренды).
Пунктом 1 дополнительного соглашения от 29 декабря 2005 г. установлено, что вышеуказанный земельный участок общей площадью 39 558 кв.м. состоит из двух обособленных участков: земельного участка R1 с кадастровым номером 77:02:0007001:162 общей площадью 36 913 кв.м. (далее - земельный участок R1) и земельного участка R2 с кадастровым номером 77:02:0007001:163 общей площадью 2 645 кв.м. (далее - земельный участок R2).
Целевое использование земельного участка общей площадью 39 558 кв.м: для проектирования и строительства многофункционального жилого комплекса с объектами социального обслуживания.
Указанный договор аренды прошел государственную регистрацию в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по городу Москве (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись регистрации от 26 января 2005 г. N 77-01/05-1054/2004-614.
Согласно данным Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, размещенным в сети "Интернет" на портале "Информационно-аналитическая система управления градостроительной деятельностью" (Положение об Информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 июня 2014 г. N 322-ПП) (ИАС УГД)) на земельном участке R1 осуществлялось строительство восьми жилых домов, которое в настоящее время полностью завершено.
Жилые дома введены Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор) в эксплуатацию, о чем выданы соответствующие разрешения.
Указанные жилые дома, находящиеся на земельном участке R1, являются многоквартирными жилыми домами 2009-2010 годов постройки, право собственности на квартиры зарегистрированы за физическими и юридическими лицами.
Таким образом, земельный участок R1 с момента проведения государственного кадастрового учета фактически перешел из государственной собственности субъекта Российской Федерации в общую долевую собственников помещений в указанных жилых домах, выбыв из состава собственности города Москвы.
В настоящее время договор аренды в отношении земельного участка R1 является фактически недействующим, его обременение носит исключительно формальный характер, выраженный в наличии в ЕГРН соответствующей записи от 26 января 2005 г. N 77-01/05-1054/2004-614 о государственной регистрации обременения.
В целях погашения записи о государственной регистрации обременения земельного участка R1 с кадастровым номером 77:02:0007001:162 договором аренды Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 08 августа 2018 г. N 77/012/203/2018-3229 о прекращении договора аренды в отношении земельного участка R1.
В качестве документа - основания для расторжения договора аренды спорного земельного участка Департаментом представлена копия вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2018 г. по делу N А40-30324/18-10-210.
Уведомлением от 16 августа 2018 г. N 77/012/203/2018-3229 заявителю было сообщено о приостановлении осуществления действий о приостановлении внесения в ЕГРН записи о прекращении обременения в виде аренды на объект по адресу: г. Москва, Высоковольтный пр-д, вл. 1 (кадастровый номер 77:02:0007001:162) по причине не поступления в регистрационный орган документов, подтверждающих отсутствие отношений между арендатором и арендатором по договору аренды.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 16 ноября 2018 г. N 77/012/203/2018-3229 отказало Департаменту в государственной регистрации права на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Считая свои права нарушенными, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным уведомления от 16 ноября 2018 г. N 77/012/203/2018-3229 об отказе во внесении в ЕГРН записи о прекращении обременения земельного участка R1 с кадастровым номером 77:02:0007001:162 общей площадью 36 913 кв.м. в виде договора аренды от 13 сентября 2004 г. N М-02-022816 и об обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию прекращения обременения земельного участка R1 с кадастровым номером 77:02:0007001:162 общей площадью 36 913 кв.м договором аренды от 13 сентября 2004 г. N М-02-022816.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы и конкурсный управляющий ЗАО "Энерготехпром Инвестстрой" Шишкин В.М.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у регистрирующего органа оснований для регистрации прекращения обременения спорного земельного участка, поскольку заявителем не были представлены документы, подтверждающие расторжение вышеуказанного договора, а из представленного решения Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2018 г. по делу N А40-30324/18-10-210 не следует, что правоотношения сторон по указанному договору прекращены.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента и Правительства Москвы против ее удовлетворения возражал.
Конкурсный управляющий ЗАО "Энерготехпром Инвестстрой" Шишкин В.М. в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закон о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации основанием для государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации")
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
По общему правилу надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку Департаментом городского имущества города Москвы были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о прекращении обременения земельного участка R1 с кадастровым номером 77:02:0007001:162 общей площадью 36 913 кв.м договором аренды от 13 сентября 2004 г. N М-02-022816.
Судами установлено, что к заявлению Департаментом было приложено вступившее в законную силу (копия) решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2018 г. по делу А40-30324/18-10-210, из мотивировочной части которого следует, что правоотношения сторон по договору аренды фактически прекращены в силу закона со ссылкой на нормы Гражданского и Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), а также указано на вступившие в законную силу судебные акты по делам N А40-50637/11-9-426 и N А40-64445/09-3-582, которые имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Таким образом, в настоящее время договор аренды в отношении земельного участка R1 фактически является недействующим, обременение указанного земельного участка носит исключительно формальный характер, выраженный в наличии в ЕГРН соответствующей записи о государственной регистрации обременения.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав суды обязали Управление Росреестра по Москве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию прекращения обременения земельного участка R1 с кадастровым номером 77:02:0007001:162 общей площадью 36 913 кв.м договором аренды от 13 сентября 2004 г. N М-02-022816.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный судом способ приведет к восстановлению нарушенных прав.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 г. по делу N А40-41648/19-33-389 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что к заявлению Департаментом было приложено вступившее в законную силу (копия) решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2018 г. по делу А40-30324/18-10-210, из мотивировочной части которого следует, что правоотношения сторон по договору аренды фактически прекращены в силу закона со ссылкой на нормы Гражданского и Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), а также указано на вступившие в законную силу судебные акты по делам N А40-50637/11-9-426 и N А40-64445/09-3-582, которые имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2020 г. N Ф05-4846/20 по делу N А40-41648/2019