город Москва |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А40-98452/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Виссарионова Н.А., доверенность от 10.03.2020;
от заинтересованного лица: Арутюнян И.С., доверенность от 30.12.2019;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 26 мая 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на решение от 30 августа 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26 ноября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-98452/19
по заявлению ООО "Склад-Актив"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Склад-Актив" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании недействительным решения от 29.08.2018 N 77-0-1-71/3120/2018-5448 и возложении обязанности провести кадастровый учет объекта недвижимости, в части внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) вида разрешенного использования земельного участка 77:08:0013005:6, в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 22.02.2018 N 5653, распоряжением Департамента от 30.11.2018 N 40904.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, 22.05.2018 Департамент обратился в Управление с заявлением N 77-0-1-71/3120/2018-5448 о внесении изменений в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Твардовского, вл. 8, к. 1, с кадастровым номером 77:08:0013005:6.
29.05.2018 принято решение N 77/18-46581 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету на срок до 29.08.2018.
29.08.2018 Управлением принято решение об отказе N 77-0-1-71/3120/2018-5448 во внесении изменений в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Твардовского, вл. 8, к. 1, с кадастровым номером 77:08:0013005:6 в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.
Не согласившись с указанным решением от 29.08.2018 N 77-0-1-71/3120/2018-5448, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно и обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с положениями статьи 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы, в том числе должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 3 статьи 3 и частью 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в процессе государственной регистрации проводится правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также другие основания для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Склад-Актив" является арендатором земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Твардовского, вл. 8, кадастровый номер 77:08:0013005:6, площадью 4.500 кв.м, на основании договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 13.03.2006 N М-08-506771, зарегистрированного 02.06.2006 N 77-77-08/004/2006-122, а также соглашения от 23.05.2012 об уступке прав и обязанностей по договору о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 13.03.2006 N М-08-506771, зарегистрированного 07.09.2012 за N 77-77-14/021/2012-422.
Судами установлено, что на момент рассмотрения спора указанный договор аренды считается продленным на неопределенный срок, в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается письмом Департамента от 06.10.2016 N ДГИ-1-79820/169-1, а также письмом Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) от 28.12.2012 N 77-23-5247/2-4.
Согласно пункту 1.1 договора аренды земельный участок предоставлен для проектирования и строительства торгового комплекса.
Пунктом 3 градостроительного плана земельного участка N RU 77-201000-004200 (далее - ГПЗУ) по адресу: г. Москва, ул. Твардовского вл. 8, утвержденного приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 11.11.2011 N 1371 (зарегистрирован ИСОРГ N 45370000-08/0402 от 16.11.2016) установлены основанные виды разрешенного использования земельного участка: объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров; объектов организации общественного питания.
Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке не установлены.
Предельное количество этажей и высота здания - 3 этажа или 16,2 м, общая площадь 3.299,8 кв.м.
29.04.2015 ООО "Склад-Актив" завершило строительство на участке объекта - предприятия торговли, что подтверждается выданным Мосгосстройнадзором разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 29.04.2015 N RU77201000-006478, тем самым исполнив условие договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 13.03.2006 N М-08-506771 в части целевого назначения - для проектирования и строительства торгового комплекса.
25.04.2017 общество зарегистрировало право собственности на нежилое здание - предприятие торговли, площадью 2.255,4 кв.м, количество этажей - 3, возведенное на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.04.2017.
26.01.2018 на основании пункта 4.3 договора аренды ООО "Склад-Актив" обратилось к арендодателю (Департамент городского имущества города Москвы) с запросом заключения договора аренды земельного участка на новый срок (запрос от 26.01.2018 зарегистрирован Департаментом вх. N 33-5/8194/18-(0)-0).
07.02.2018 Департамент приостановил оказание государственной услуги по оформлению договора аренды на новый срок на основании пункта 2.9.1.5 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", согласно которому для приостановления предоставления государственной услуги является внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ЕГРН) в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию), а также, в случае если Департаментом издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но измененные сведения не внесены в ЕГРН, что подтверждает копия письма Департамента от 07.02.2018 N 33-5/8194/18-(0)-1.
Департамент также указал, что проводит работы по изданию распорядительного документа об изменении вида разрешенного использования земельного участка и внесению соответствующих изменений в сведения ЕГРН, поскольку разрешенное использование земельных участков на территории города Москвы, устанавливается в соответствии с Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Приказ N 540), на основании кадастрового паспорта здания, устанавливающее фактическое назначение объекта недвижимости. Согласно данным, содержащимся в ЕГРН, разрешенное использование земельного участка - "проектирование и строительство торгового комплекса", не соответствует Приказу N 540.
22.02.2018 Департамент издал распоряжение N 5653 "Об утверждении адреса и изменения разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 77:08:0013005:6", согласно которому земельному участку 77:08:0013005:6 установлен вид разрешенного использования-магазины (4.4).
По условиям пункта 1.2 договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 13.03.2006 N М-08-506771 целевое назначение земельного участка может быть изменено или дополнено на основании распорядительного акта полномочного органа власти города Москвы, которым на момент 2018 - 2019 гг. является Департамент.
В целях внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении вида разрешенного использования земельного участка, вышеуказанное распоряжение передано Департаментом в ФКП "Росреестр", о чем Департамент сообщил заявителю письмом от 03.05.2018 N ДГИ 1-31298-/18-1.
30.11.2018 Департамент повторно издал распоряжение от 30.11.2018 N 40904 "О приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка 77:08:0013005:6", которым установлено приведение в соответствие с Приказом N 540 вида разрешенного использования земельного участка 77:08:0013005:6, установив его как магазины (код классификатора - 4.4.).
Несмотря на изданные Департаментом вышеуказанные распоряжения Росреестр не произвел государственную регистрацию изменений, вносимых в ЕГРН, в отношении вида разрешенного использования земельного участка.
Судами установлено, что 28.01.2019 общество направило в Управление жалобу на бездействие отдела регистрации.
29.01.2019 ООО "Склад-Актив" направило в Департамент жалобу на бездействие Департамента и его должностных лиц.
В ответ на жалобу Департамент направил письмо от 14.02.2019 N ДГИ-1-6667/19-1, в котором сообщает об отказе Управлением Росреестра по Москве от проведения государственной регистрации изменений в кадастровом учете, в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП (далее - Правила N 120-ПП), данный земельный участок расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (индекс "Ф"), поэтому внести изменения в ЕГРП в части вида разрешенного использования без внесения изменений в правила землепользования и застройки не представляется возможным; решение об отказе в проведении государственной регистрации принято 29.08.2018; копия уведомления Управления Росреестра по Москве об отказе в проведении государственной регистрации от 29.08.2018 N 77-0-1-71/3120/2018-5448 являлась приложением к письму Департамента от 14.02.2019. Приложением к письму также являлось уведомление Управления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 29.05.2018 исх. N 77/18-46581, о чем заявитель также узнал из полученного письма Департамента от 14.02.2019.
С заявлением по настоящему делу общество обратилось 16.04.2019.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отклонили довод заинтересованного лица о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
22.02.2019 в ответ на жалобу Управление направило письмо N 07-658/2019, которым сообщило, что установление, изменение видов разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Правилами N 120-ПП.
В соответствии с пунктом 2.2.1.3 Правил N 120-ПП установлено, что изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями осуществляется в порядке, предусмотренном действующем законодательством и при наличии согласования органа государственной власти г. Москвы, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры.
В связи с тем, что в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Твардовского, вл. 8, установлено сохраняемое землепользование (фактическое использование - индекс "Ф"), то есть в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства устанавливается вид использования, сведения о котором содержатся в ЕГРП.
По данным ЕГРП указанный земельный участок используется для проектирования и строительства торгового комплекса.
По мнению Управления Росреестра по Москве, в целях установления вида разрешенного использования земельного участка требуется внесение изменений в правила землепользования и застройки.
Однако обращение Департамента в Управление было связано не с изменением вида разрешенного использования земельного участка, а с целью установления соответствия вида разрешенного использования согласно перечню, утвержденному Приказом N 540.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом N 540, вид разрешенного использования - торговый комплекс имеет расшифровку, как размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5.000 кв.м, с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами - 4.5 (банки и страховые услуги); 4.6 (устройство мест общественного питания - рестораны, кафе, столовые); 4.8 (размещение дискотек, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов); 4.9 (гостиничные услуги); размещение гаражей и (или) стоянок посетителей торгового центра.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка, установленное в договоре аренды, а также в ГПЗУ и в данных кадастрового учета - для проектирования и строительства торгового комплекса, - не соответствует виду разрешенного использования, предусмотренному указанным классификатором.
Исходя из площади объекта строительства, установленного ГПЗУ - 3.299,8 кв.м, вид использования данного земельного участка соответствует виду разрешенного использования по классификатору - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5.000 кв.м (код классификатора - 4.4 магазины), о чем Департамент издал распоряжение от 22.02.2018 N 5653, а также распоряжение от 30.11.2018 N 40904.
Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с 01.01.2019) установлено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, распоряжения Департамента от 22.02.2018 N 5653, от 30.11.2018 N 40904 являются для Управления Росреестра по Москве основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
С учетом изложенного выше, выводы Управления о том, что все изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на основании распоряжения Департамента от 28.02.2018 N 6211 в порядке межведомственного взаимодействия, предусмотренного статьей 32 Федерального закона N 218-ФЗ, не основаны на законе.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что оспариваемым решением Управления Росреестра по Москве нарушены права заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение Управления Росреестра по Москве от 29.08.2018 N 77-0-1-71/3120/2018-5448 является незаконным, суды также правомерно обязали Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законным интересов заявителя в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законе порядке.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 года по делу N А40-98452/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с 01.01.2019) установлено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, распоряжения Департамента от 22.02.2018 N 5653, от 30.11.2018 N 40904 являются для Управления Росреестра по Москве основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
С учетом изложенного выше, выводы Управления о том, что все изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на основании распоряжения Департамента от 28.02.2018 N 6211 в порядке межведомственного взаимодействия, предусмотренного статьей 32 Федерального закона N 218-ФЗ, не основаны на законе."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2020 г. N Ф05-2143/20 по делу N А40-98452/2019