город Москва |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А40-267626/19-149-2209 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ДЮСА": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального управления Ростехнадзора: не явились, извещены;
рассмотрев 27 мая 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ДЮСА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2020 г.,
по делу N А40-267626/19-149-2209
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЮСА"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29 августа 2019 г. N 5.1-Пс/1287-0000ПК-2019,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ДЮСА" (далее - ООО "ДЮСА", общество, заявитель) осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта: "Сеть газопотребления ООО "ДЮСА" (регистрационный номер А02-54740-0001) III класс опасности, расположенного по адресу: Московская обл., Раменский район, д. Панино, уч. 77.
В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности в части предоставления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте "Сеть газопотребления ООО "ДЮСА" (регистрационный номер А02-54740-0001) III класс опасности должностными лицами Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора, административный орган) выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: ООО "ДЮСА" в срок до 01 апреля 2019 г. не представлены в территориальный орган Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год, что является нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) и пунктов 14, 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (далее - Правила).
На основании полученных данных 22 августа 2019 г. в отношении ООО "ДЮСА" составлен протокол об административном правонарушении N 5.1-0000ПК-Пр/1287-2019.
29 августа 2019 г. ЦУ Ростехнадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 5.1-Пс/1287-0000ПК-2019, которым ООО "ДЮСА" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "ДЮСА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ Ростехнадзора о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ДЮСА" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на то, что общество не осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Закон о промышленной безопасности определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 1 указанного закона под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 11 Закона о промышленной безопасности сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Требования к организации и осуществлению производственного контроля установлены в Правилах.
В соответствии с пунктом 4 Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Пунктом 14 Правил установлено, что эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно до 1 апреля (пункт 14(1) Правил).
Действия, связанные с нарушением требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 1 статьей 9.1 КоАП РФ, поскольку непредоставление обществом сведений об организации производственного контроля не обеспечивает безопасного функционирования опасного производственного объекта - "Сеть газопотребления ООО "ДЮСА" (регистрационный номер А02-54740-0001) III класс опасности, что свидетельствует об отсутствии организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что не осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, поскольку "Сеть газопотребления (регистрационный номер А02-54740-0001) III класс опасности была передана им по договору аренды от 06 октября 2018 г. N 1-А обществу с ограниченной ответственностью "Стройальтернатива" (далее - ООО "Стройальтернатива").
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку соответствующие изменения в реестр опасных производственных объектов не вносились.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, согласно пункту 5 которых предусмотрена обязанность юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы эксплуатирующих опасные производственные объекты, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Судами установлено, что в административный орган не поступало соответствующего заявления об изменении сведений в отношении ОПО "Сеть газопотребления (регистрационный номер А02-54740-0001) III класс, расположенный по адресу: московская обл., Раменский район, д. Панино, уч. 77.
По настоящее время ОПО числится за обществом, что подтверждается свидетельством о регистрации ОПО: А02-54740.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2020 г. по делу N А40-267626/19-149-2209 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ДЮСА" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что не осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, поскольку "Сеть газопотребления (регистрационный номер А02-54740-0001) III класс опасности была передана им по договору аренды от 06 октября 2018 г. N 1-А обществу с ограниченной ответственностью "Стройальтернатива" (далее - ООО "Стройальтернатива").
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку соответствующие изменения в реестр опасных производственных объектов не вносились.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, согласно пункту 5 которых предусмотрена обязанность юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы эксплуатирующих опасные производственные объекты, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2020 г. N Ф05-5746/20 по делу N А40-267626/2019