город Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А41-74119/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управление Росреестра по Московской области: Начкебия А.О. (дов. N 263-Д от 27.12.2019 г.);
рассмотрев 01 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2019 г.,
по делу N А41-74119/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения от 11 июля 2019 г. N МО19/РКФ-258725, об обязании осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав собственности,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО" (далее - ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО", общество, заявитель) является собственником земельного участка площадью 1451 +/- 13 кв.м. с кадастровым номером 50:21:0060403:5481, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: под жилищное строительство, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) 04 сентября 2015 г. сделана запись регистрации N 50-50/021-50/021/011/2015-2538/1.
Указанный земельный участок на основании решения собственника от 04 марта 2019 г. N 2 разделен на 2 (два) земельных участка: площадью 1203 кв.м. и площадью 248 кв.м. с разрешённым видом использования "под жилищное строительство", категория земель "земли населённых пунктов.
27 марта 2019 г. ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган) со следующими заявлениями: о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 50-50/010-50/010/101/2019-6025; о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества N 50-0-1-274/3002/2019-1681; о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 50-50/010-50/010/101/2019-6026; о государственной регистрации прав (прекращении права) на недвижимое имущество от 27.03.19 N 50-50/010-50/010/101/2019-6023.
Уведомлением от 11 апреля 2019 г. N 50-0-1-274/3002/2019-1681, 50/010/101/2019-6025, 6026 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права сроком на три месяца - до 11 июля 2019 г. на основании пункта 28 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), в связи с тем, что размеры образуемых земельных участков не соответствуют установленным в соответствии с федеральным законом требованиям предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В целях устранения причин приостановления заявителю предложено представить в регистрационный орган межевой план.
30 мая 2019 г. ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО" представило в Управление Росреестра по Московской области дополнительные документы (заявление N 50-0-1274/3002/2019-2549).
Уведомлением от 18 июня 2019 г. N 50-0-1-274/3002/2019-1681, 50/010/101/2019-6025, 6026 заявителю отказано в снятии приостановления в связи с непредставлением испрашиваемых регистрационным органом документов.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области уведомлением от 11 июля 2019 г. N МО-19/РКФ-258725 отказало ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО" в осуществлении кадастрового учета на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения от 11 июля 2019 г. N МО-19/РКФ-258725 об отказе в осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с заявлениями ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО" от 27 марта 2019 г. о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 50-50/010-50/010/101/2019-6025 и о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества N 50-0-1-274/3002/2019-1681; от 27 марта 2019 г. о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 50-50/010-50/010/101/2019-6026 и о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества от 27 марта 2019 г. N 50-0-1-274/3002/2019-1681; от 27 марта 2019 г. о государственной регистрации прав (прекращении права) на недвижимое имущество от 27 марта 2019 г. N 50-50/010-50/010/101/2019-6023 и об обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав собственности в отношении разделяемого земельного участка площадью 1451 +/- 13 кв.м с кадастровым номером 50:21:0060403:5481, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: под жилищное строительство на основании заявления от 27 марта 2019 г. о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 50-50/010-50/010/101/2019-6025; о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества N 50-0-1-274/3002/2019-1681; о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 50-50/010-50/010/101/2019-6026; о государственной регистрации прав (прекращении права) на недвижимое имущество от 27.03.19 N 50-50/010-50/010/101/2019-6023.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2019 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Указанное решение в апелляционном порядке обжаловано не было.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2020 г. апелляционная жалоба Управления Росреестра по Московской области на указанное решение возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управлению Росреестра по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятого по делу судебного акта, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что при разделе земельного участка на несколько земельных участков размеры образованных земельных участков не должны быть меньше предельного минимального размера, установленного в соответствии с федеральным законом и муниципальными правовыми актами. Указано также на то, что в территориальной зоне П-1 не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка - "под жилищное строительство", в связи с чем заявителем был нарушен порядок использования земельного участка, и в силу действующего законодательства общество обязан привести в соответствие территориальной зоне П-1 вид разрешенного использования, а в последующем произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:5481 в соответствии с предельными размерами территориальной зоны, на которой он расположен или обратиться в Администрацию сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области о внесении изменений в план землепользования и застройки сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЖК "МОЛОКОВО" в заседание кассационной инстанции не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра по Московской области, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9);
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Частью 4 указанной статьи установлено, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены в части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 26 указанного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для осуществления регистрирующим органом кадастрового учета.
Судами установлено, что разделенный обществом земельный участок находится в границах сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области от 05 ментября 2013 г. N 25 "Об утверждении правил землепользования и застройки" утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области.
Разделяемый земельный участок находится в двух территориальных зонах Ж-3 и П-1.
Согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Молоковское (далее - ПЗЗ) Ж-3 - зона многоквартирной средне-этажной жилой застройки с объектами общественноделового назначения (листы 52-55 ПЗЗ).
Для зоны Ж-3 минимальная и максимальная площадь земельного участка подразделом градостроительного регламента сельского поселения Молоковское не устанавливается.
Согласно ПЗЗ сельского поселения Молоковское П-1 - зона производственных и коммунально-складских объектов с включением объектов общественно-деловой застройки.
Для зоны П-1 минимальная и максимальная площадь земельного участка подразделом градостроительного регламента сельского поселения Молоковское.
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
Объекты недвижимости расположены на разделяемом земельном участке:5481:ЗУ1 площадью -1203 кв.м.
Указанные объекты недвижимости имеют следующие характеристики: распределительная трансформаторная подстанция (далее - РТП) с кадастровым номером 50:21:0060403:6496, сети электроснабжения 10 кВ с кадастровым номером 50:21:0060403:6174; наружные сети электроснабжения 0,4 кВ с кадастровым номером 50:21:0060403:6498.
Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации РТП, установлена "Нормами отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ" (Нормы), согласованными письмом Роскомзема от 03 декабря 1993 г. N 3-15/1701, которые устанавливают ширину полос земель и площади земельных участков, предоставляемых для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ, в состав которых входят воздушные и кабельные ли нии электропередачи, трансформаторные подстанции.
Мощность РТП - 10 кВ, в соответствии с таблицей 3 Норм площадь отводимого земельного участка - 250 кв.м. (для распределительных пунктов наружной установки).
Таким образом, площади образуемого земельного участка 1 203 кв.м. достаточно для эксплуатации РТП.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судом первой инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2019 г. по делу N А41-74119/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9);
...
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2020 г. N Ф05-3351/20 по делу N А41-74119/2019