Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2020 г. N Ф05-5340/20 по делу N А40-109289/2019

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как следует из материалов дела, заявление о процессуальном правопреемстве было мотивировано тем, что иск был заявлен о взыскании неотработанного аванса по договору строительного подряда N 02/2016 от 10.02.2016 г. в сумме 5.000.000 руб. и штрафа за непредоставление информации по указанному договору в размере 24.240.000 руб. Так, обращаясь в суд с исковым заявлением, ООО "Стальконструкция" ссылалось на заключенный между ним и ООО СК "Глобатек" договор уступки прав требования (цессии) N 17-21 от 20.02.2017 г., в соответствии с которым права требования к ответчику по договору строительного подряда N 02/2016 от 10.02.2016 г. в полном объеме были переданы от ООО "СК "Глобатек" к ООО "Стальконструкция". Помимо этого, истцом в материалы дела было представлено соглашение от 15.03.2017 г. о расторжении договора уступки прав требования (цессии) N 17-21 от 20.02.2017 г. с 15.03.2017 г. (п. 1 соглашения). Согласно п. п. 2, 6 данного соглашения, обязательства сторон по договору прекращаются с момента вступления соглашения в силу (с момента подписания соглашения сторонами). Однако, документов, свидетельствующих об исполнении ответчиком обязательств по договору подряда в отношении ООО "Стальконструкция" в период с даты заключения договора уступки до его расторжения, в материалы дела не было представлено. Таким образом, суд в обжалуемых актах отметил, что в рассматриваемом случае основанием для процессуального правопреемства является соглашение о расторжении договора уступки прав (цессии) от 24.05.2019 г. и возвращение прав требования по договору строительного подряда N 02/2016 от 10.02.2016 г. обратно от ООО "Стальконструкция" к ООО СК "Глобатек" (обратная уступка права). Ответчик ссылался на то, что суд не рассмотрел его заявление о фальсификации договора уступки прав (цессии) от 20.02.2017, ссылаясь на аудиозапись судебного заседания.

Вместе с тем, суд в обжалуемых актах указал, что отсутствовали правовые основания для осуществления мер, предусмотренных ст. 161 АПК РФ, так как ООО "Стальконструкция" не реализовало в суде первой инстанции свое право на подачу письменного заявления о фальсификации. Кроме того, суд апелляционной инстанции, отклоняя довод ответчика о том, что суд не учел, что на момент рассмотрения настоящего спора имелся спор между теми же лицами о том же предмете и по тем же основанием, указал, что данный довод не может иметь правового значения в рамках заявленного ходатайства о процессуальном правопреемстве, а поэтому посчитал определение законным, обоснованным и мотивированным.

Однако судебная коллегия не может в настоящее время признать обжалуемые акты законными и обоснованными по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст.48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах), арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Согласно ч. 1 ст. 382 ГК РФ, право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Согласно п. 1.1. договора уступки, цедент уступил, а цессионарий принял права (требования) в полном объеме по договору строительного подряда от 01.02.2016 г. N 02/2016 на выполнение работ в рамках строительства участка третьего пересадочного контура Московского метрополитена от станции "Деловой центр" до станции "Нижняя Масловка", заключенному между цедентом - ООО "СК "Глобатек" (ранее ООО "Торгово-Сервисная Компания "Глобатек") и ООО "Интеграл". Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, то право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты."