город Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А40-264265/19-149-2191 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Управления внутренних дел по Троицкому и Новомосковскому административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Пахра-Фарм": Шера Б.Ф. (дов. N 1 от 10.03.2020 г.);
рассмотрев 01 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Пахра-Фарм"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 г.,
по делу N А40-264265/19-149-2191
по заявлению Управления внутренних дел по Троицкому и Новомосковскому административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве
к обществу с ограниченной ответственностью "Пахра-Фарм"
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: 06 августа 2019 г. должностными лицам Управления внутренних дел по Троицкому и Новомосковскому административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве (далее - УВД ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве, административный орган) на основании поступившей информации о нарушениях, допускаемых сотрудниками аптечного пункта при отпуске лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, а также лекарственных препаратов, содержащих в своем составе сильнодействующие вещества, проведена проверка аптечного пункта, расположенного по адресу: г. Москва, п. Щаповское, пос. Щапово, д. 53, пом. 57.
В ходе проведения осмотра аптечного пункта, расположенного по адресу: г. Москва, п. Щаповское, пос. Щапово, д. 53, пом. 57 установлено, что в указанном помещении осуществляется фармацевтическая деятельность обществом с ограниченной ответственностью "Пахра-Фарм" (далее - ООО "Пахра-Фарм", общество) на основании лицензии от 28 февраля 2019 г. N ЛО-77-02-010-111, выданной Департаментом здравоохранения города Москвы.
При осуществлении обществом фармацевтической деятельности выявлены факты нарушения действующего законодательства, выразившиеся в грубых нарушениях лицензионных требований, а именно: отпуск лекарственных средств для медицинского применения (осуществлен отпуск лекарственного препарата по рецептурному бланку формы N 107-1/у серии 00Д45 N 06202390, оформленного ненадлежащим образом (на рецепте отсутствовала печать медицинской организации) и учета неправильного выписанных рецептов (отсутствовал журнал регистрации неверно оформленных рецептов), что является нарушением пунктов 9 и 15 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" (далее - Приказ N 403н).
В нарушение подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности") (далее - Положение N 1081) общество не соблюдало правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
На основании полученных данных 18 сентября 2019 г. в отношении ООО "Пахра-Фарм" составлен протокол N 0099080 об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения УВД ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Пахра-Фарм" к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Пахра-Фарм" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Пахра-Фарм" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель УВД ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 5 Положения N 1081 установлены лицензионные требования и условия, которые предъявляются к фармацевтической деятельности.
Лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение требований статьи 57 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ); соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
На основании пункта 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения N 1081.
В силу подпункта "г" пункта 5 Положения N 1081 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе и соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно части 6 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Пахра-Фарм" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отклоняя доводы общества о том, что в материалах проверки содержатся документы иного юридического лица - ООО "Веста", не связанные с ООО "Пахра-Фарм", суды указали на то, что данное юридическое лицо также осуществляло фармацевтическую деятельность по указанному адресу и все его сотрудники были приняты на работу в ООО "Парха-Фарм".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Размер штрафа определен с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на то, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя общества и в отсутствие его надлежащего извещения.
Отклоняя приведенный довод, суды указали на наличие извещения от 16 сентября 2019 г. N 011/1-7966.
При этом довод о ненаправлении данного извещения суду первой инстанции не приводился.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Уплаченная обществом по платежному поручению N 13 от 04 февраля 2020 г. государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. (три тысячи руб. 00 коп.) за подачу кассационной жалобы подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 г. по делу N А40-264265/19-149-2191 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Пахра-Фарм" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пахра-Фарм" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. (три тысячи руб.), уплаченную по платежному поручению N 13 от 04 февраля 2020 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Пахра-Фарм" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2020 г. N Ф05-3301/20 по делу N А40-264265/2019