город Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А41-15301/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Ремдоркомплект": Лебедева Д.Г. (дов. N 14/2 от 20.02.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 26 мая - 02 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2019 г.,
по делу N А41-15301/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремдоркомплект"
к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Ремдоркомплект" (далее - ООО "Ремдоркомплект", общество, заявитель, Новый арендатор) на основании заключенного 07 декабря 2018 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости Террадомус" (далее - ООО "Агентство недвижимости Террадомус", Арендатор) договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 22 ноября 2010 г. N 3674 (далее - договор аренды) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100709:122, площадью 20 000 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов, находящихся в административных границах городского поселения Кубинка Одинцовского района Московской области, д. Наро-Осаново, участок 1А, для строительства производственно-складского комплекса с объектами дорожного сервиса.
На вышеуказанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Ремдоркомплект" на праве собственности, а именно: сборочный цех (кадастровый номер 50:20:0100709:204); административное здание (кадастровый номер 50:20:0100709:205); производственное здание (кадастровый номер 50:20:0000000:275434).
С целью выкупа земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100709:122 ООО "Ремдоркомплект" 30 января 2019 г. обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
15 февраля 2019 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Комитет) письмом N Р001-2000032401-20728298 было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" на основании пунктов 13.2.16 и 13.4.20 Административного регламента, утвержденного постановлением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 г. N 15ВР-1814 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Административный регламент).
В обоснование отказа Комитетом указано на то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения Федеральной транспортной развязки между М-1 "Беларусь" и Автомобильной дорогой местного значения, в зоне планируемого размещения Федеральной Автомагистрали, 1 категория, М-1 "Беларусь" (пункт 13.2.16 Административного регламента) и на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, площадью 134,8 кв.м., 103 кв.м. и 101 кв.м. (общая площадь 338,8 кв.м.) (Расчет: 338,8 кв.м.*100/20000 = 1,944% застройки - менее 10 % (пункт 13.4.20 Административного регламента).
Указано также на то, что вышеуказанный земельный участок согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 31 января 2019 г. N ГЗ-СМЭВ3-138059324 частично расположен в водоохраной зоне поверхностных водостоков и водоемов.
Считая свои права нарушенными, ООО "Ремдоркомплект" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным решения Комитета от 15 февраля 2019 г. N Р001-2000032401-20728298 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100709:122, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Наро-Осаново, участок 1-А, категория земель - земли населенных пунктов площадью 20 000 кв.м, предназначенного для строительства производственно-складского комплекса с объектами дорожного сервиса; об обязании Администрации принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100709:122, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Наро-Осаново, участок 1-А, категория земель - земли населенных пунктов площадью 20 000 кв.м., предназначенного для строительства производственно-складского комплекса с объектами дорожного сервиса, в собственность за плату; об обязании Комитета направить ООО "Ремдоркомплект" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100709:122, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Наро-Осаново, участок 1-А, категория земель - земли населенных пунктов площадью 20 000 кв.м., предназначенного для строительства производственно-складского комплекса с объектами дорожного сервиса, исходя из цены земельного участка, равной 15% его кадастровой стоимости (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2019 г. была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Автономной некоммерческой организации "Экспертное управление судебных и внесудебных исследований и оценки" (далее - АНО "МК ЭКСПЕРТ"), экспертам Кузнецову М.Ю., Королевой Н.И. и Симакову М.Ю.
Перед экспертами судом были поставлены следующие вопросы:
1. Какова общая площадь застройки объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0100709:122?;
2. Какова площадь земельного участка, необходимого для использования (эксплуатации) расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0100709:122 объектов недвижимости в соответствии с их функциональным назначением?
По итогам проведения экспертизы экспертами АНО "МК ЭКСПЕРТ" подготовлено экспертное заключение от 27 августа 2019 г. N 57/08-19.
Согласно экспертному заключению при ответе на первый вопрос экспертами указано на то, что общая площадь застройки объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0100709:122 составляет 338,8 кв.м. (134,8 + 103,0 кв.м + 101,0 кв.м. = 338,8 кв.м.).
По второму вопросу экспертами указано на то, что объектом исследования является земельный участок площадью 20 000 кв.м., часть которого застроена - 338,8 кв.м., часть находится в обременении - 12 684 кв.м.
Диапазон плотности застройки исследуемого земельного участка, исходя из нормативных показателей, составляет от 50 % до 70 %, а предельные размеры земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования (далее - ВРИ) составляют 1000 до 1000000 кв.м.
Следовательно, учитывая имеющиеся ограничения в пользовании земельным участком, местоположение существующих объектов недвижимости, располагающихся на земельном участке на значительном расстоянии, возможности подъезда к земельному участку, трудности в дальнейшем строительстве и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с градостроительным регламентом, площадь исследуемого земельного участка 20 000 кв.м. является необходимой для использования (эксплуатации) расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0100709:122 объектов недвижимости в соответствии с их функциональным назначением и видом разрешенного использования земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2019 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области просят об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что фактически общество использует не весь спорный земельный участок, а лишь 338,8 кв.м, что равняется площади застройки, в то время как заявитель просит о выкупе всего земельного участка площадью 20 000 кв.м.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Ремдоркомплект" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Ремдоркомплект", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации с 1 июля 2012 г. собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу названного Федерального закона до 1 июля 2012 г. в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков указанных в абзаце 3 настоящего пункта.
Порядок установления цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Правительства Московской области от 02 мая 2012 г. 3 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" в размере, равном 15% кадастровой стоимости земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы общества, поскольку на испрашиваемом обществом в собственность земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности.
Вывод судов основан на заключении экспертов АНО "МК ЭКСПЕРТ" от 27 августа 2019 г. N 57/08.
Экспертное заключение, проведенное в рамках настоящего дела, признано судами соответствующим требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суды обязали Администрацию принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100709:122, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Наро-Осаново, участок 1-А, категория земель - земли населенных пунктов площадью 20000 кв.м., предназначенного для строительства производственно-складского комплекса с объектами дорожного сервиса, в собственность за плату, а также обязали Комитета направить ООО "Ремдоркомплект" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100709:122, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Наро-Осаново, участок 1-А, категория земель - земли населенных пунктов площадью 20 000 кв.м., предназначенного для строительства производственно-складского комплекса с объектами дорожного сервиса, исходя из цены земельного участка, равной 15% его кадастровой стоимости.
Избранный судами способ устранения нарушенных прав способен восстановить нарушенные права заявителя.
В кассационной жалобе приведены доводы о том, что проведенная в рамках настоящего дела экспертиза не доказывает использование и необходимость выкупа обществом всего земельного участка площадью 20 000 кв.м.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку в настоящем случае суды исходили из того, что экспертное заключение соответствует требованиям закона, оно содержит развернутый ответ на поставленный судом вопрос.
Иные доводы кассационных жалоб указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании представленных в дело доказательств.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2019 г. по делу N А41-15301/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации с 1 июля 2012 г. собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу названного Федерального закона до 1 июля 2012 г. в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков указанных в абзаце 3 настоящего пункта."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2020 г. N Ф05-5532/20 по делу N А41-15301/2019