г. Москва |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А41-12672/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Департамента лесного хозяйства Ярославской области - Бородавкиной Е.И. (представителя по доверенности от 27.06.2019),
от Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу - извещено, представитель не явился,
от Федерального агентства лесного хозяйства - Миятлиевой Д.М. (представителя по доверенности от 09.01.2020),
рассмотрев 01.06.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Ярославской области с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 26.07.2019
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 28.10.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда
в части
по делу N А41-12672/2019
по заявлению Департамента лесного хозяйства Ярославской области
к Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу
об оспаривании предписания в части,
третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее также - департамент) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу о признании недействительным предписания от 05.12.2018 N 2/2018-ВПП "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Ярославской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.07.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019, производство по делу по заявлению Департамента лесного хозяйства Ярославской области об оспаривании предписания от 05.12.2018 N 2/2018-ВПП в части пункта 1 прекращено в связи с принятием судом отказа департамента от заявления в этой части; в удовлетворении заявления департамента в части признания недействительным пункта 2 данного предписания отказано.
В кассационной жалобе Департамент лесного хозяйства Ярославской области просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, противоречивость выводов судов, их несоответствие фактическим обстоятельствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В отзывах на кассационную жалобу агентство и Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебных заседаниях представитель Департамент лесного хозяйства Ярославской области поддержал доводы кассационной жалобы, уточнил, что департамент обжалует судебные акты только в части пункта 2 оспариваемого предписания, просил отменить судебные акты об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным данного предписания в этой части. По доводам департамента, передача в аренду частей лесных участков при отражении в сведениях ГКН данных частей лесных участков допускалась законодательством Российской Федерации, также пояснил, что один из лесных участков, указанных в оспариваемом предписании, был передан в аренду полностью.
Представитель агентства в судебных заседаниях, напротив, возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Из пояснений агентства следует, что предметом аренды могли быть лесные участки, но не их части, в связи с чем для передачи в пользование части лесного участка из такого участка должен был быть образован путем проведения межевых работ и поставлен на кадастровый учет отдельный лесной участок с границами, установленными в соответствии с действовавшими требованиями (с присвоением ему оригинального кадастрового номера), который и мог быть передан в аренду.
Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседания суда округа не направил, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Департамента лесного хозяйства Ярославской области и агентства, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что по результатам аукционов, проведенных в 2014-2015 гг. (12.08.2014, 23.03.2015 и 15.09.2015), Департамент лесного хозяйства Ярославской области предоставил в аренду следующие лесные участки:
- часть лесного участка с кадастровым номером 76:15:000000:57/2;
- часть лесного участка с кадастровым номером 76:17:000000:93/10;
- часть лесного участка с кадастровым номером 76:17:000000:93/19;
- часть лесного участка с кадастровым номером 76:17:000000:93/20;
- часть лесного участка с кадастровым номером 76:10:000000:54/2;
- часть лесного участка с кадастровым номером 76:17:000000:93/21;
- лесной участок с кадастровым номером 76:06:000000:92 (единое землепользование).
Предоставленные в аренду по результатам аукционов лесные участки (их части), как указали суды, поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с действовавшим законодательством.
Агентство издало предписание от 08.12.2016 N ИВ-07-27/15746 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Ярославской области в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности", в пункте 4 которого указало на необходимость обеспечения постановки на кадастровый учет названных лесных участков, предоставленных по результатам названных аукционов.
Исходя из данного предписания агентства от 08.12.2016, результатов проверки, оформленных актом от 06.10.2017, решения о продлении срока исполнения предписания до 01.08.2018, акта проверки от 10.08.2018, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу указал, что орган исполнительной власти в ходе аукционов выставил на торги части лесных участков, не прошедшие государственный кадастровый учет, но находящиеся в границах единого лесного массива и не воспринял формулировку предписания как необходимость проведения межевых работ.
В связи с этим Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу издал предписание от 05.12.2018 N 2/2018-ВПП "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Ярославской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности", в пункте 2 которого указал Департаменту лесного хозяйства Ярославской области на необходимость в срок до 01.06.2019 исполнить пункт 4 предписания агентства от 08.12.2016 N 26/2016 и обеспечить постановку на кадастровый учет лесных участков, представленных по итогам аукционов от 12.08.2014, от 23.03.2015, от 15.09.2015 с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с этим предписанием, Департамент лесного хозяйства Ярославской области оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания, суды первой и апелляционной инстанций сочли, что данный пункт предписания соответствует требованиям закона, поскольку образование предоставленных в аренду лесных участков должно производиться путем их раздела по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации. При этом, как указали суды, отклонив доводы департамента о том, что в отношении названных частей лесных участок заключены договоры с иными лицами, оснований полагать, что названный пункт предписания является неисполнимым, не имеется.
Между тем в соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 по делу N А21-4610/2012, в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
С учетом этого являются обоснованными доводы Департамента лесного хозяйства Ярославской области о том, что в рассматриваемых случаях части упомянутых лесных участков, учтенные в качестве таковых в сведениях ГКН о соответствующих участках с указанием местоположения границ данных частей лесных участков (с указанием конкретных поворотных точек), могли быть переданы в аренду и без образования из этих лесных участков с выполнением межевых работ отдельных (самостоятельных) лесных участков.
Тем самым, заявление Департамента лесного хозяйства Ярославской области в части признания недействительным пункта 2 предписания от 05.12.2018 N 2/2018-ВПП подлежало удовлетворению.
Исходя из указанного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального права без направления дела на новое рассмотрение, поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела, позволяющие разрешить спор по существу и принять в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ новый судебный акт об удовлетворении заявления Департамента лесного хозяйства Ярославской области в части, касающейся пункта 2 спариваемого предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.07.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А41-12672/2019 отменить в части отказа в признании недействительным пункта 2 предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 05.12.2018 N 2/2018-ВПП.
Признать недействительным пункт 2 предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 05.12.2018 N 2/2018-ВПП "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Ярославской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности".
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания, суды первой и апелляционной инстанций сочли, что данный пункт предписания соответствует требованиям закона, поскольку образование предоставленных в аренду лесных участков должно производиться путем их раздела по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации. При этом, как указали суды, отклонив доводы департамента о том, что в отношении названных частей лесных участок заключены договоры с иными лицами, оснований полагать, что названный пункт предписания является неисполнимым, не имеется.
Между тем в соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 по делу N А21-4610/2012, в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2020 г. N Ф05-25367/19 по делу N А41-12672/2019