город Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А40-182329/19-154-1544 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "РТС-Тендер": Кубышкина Д.А. (дов. N 19-26 от 01.02.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Кузнецова Н.А. (дов. N ИА/45023/20 от 28.05.2020 г.);
от третьего лица СПАО "Ингосстрах": Пашкурной И.Ю. (дов. N 7172525-51/19 от 22.10.2019 г.);
от третьего лица АО "Ямалкоммунэнерго": не явились, извещены;
рассмотрев 02 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу СПАО "Ингосстрах"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 г.,
по делу N А40-182329/19-154-1544
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительным решения от 13 мая 2019 г. по делу N 223-ФЗ-487/19,
третьи лица: страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах"; акционерное общество "Ямалкоммунэнерго",
УСТАНОВИЛ: 13 мая 2019 г. по результатам рассмотрения жалобы страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (далее - СПАО "Ингосстрах") на действия (бездействие) оператора электронной площадки - общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер", заявитель) при проведении акционерным обществом "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго") запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по страхованию имущества филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе (извещение номер 31907651154) (далее - запрос предложений) комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) по контролю в сфере закупок (далее - комиссия) принято решение по делу N 223-ФЗ-487/19 о признании жалобы СПАО "Ингосстрах" обоснованной (пункт 1 решения); в действиях ООО "РТС-Тендер" признаны нарушения части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (пункт 2 решения).
Пунктом 3 указанного решения установлен порядок выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
Считая свои права нарушенными, ООО "РТС-Тендер" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконными решения от 13 мая 2019 г. по делу N 22-ФЗ-487/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СПАО "Ингосстрах" и АО "Ямалкоммунэнерго",
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе СПАО "Ингосстрах" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях ООО "РТС-Тендер" нарушений части 12 статьи 3.3 Закон о закупках, выразившихся в не направлении в адрес СПАО "Ингосстрах" уведомления о переторжке, в связи с чем общество как участник запроса предложений не было уведомлено о проведении процедуры переторжки и было лишено возможности участия в закупке на равных условиях с иными ее участниками.
ООО "РТС-Тендер" представлены возражения на кассационную жалобу, которые подлежат возврату в связи с несоблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о направлении данных возражений лицам, участвующим в деле.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представитель СПАО "Ингосстрах" принял участие в онлайн-заседании, поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "РТС-Тендер" в онлайн-заседании против ее удовлетворения возражал.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России с доводами кассационной жалобы согласился.
Представитель АО "Ямалкоммунэнерго" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статьей 6 Закона о закупках установлено, что контроль за соблюдением требований названного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 12 статьи 3.3 Закона о закупках оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что решение антимонопольного органа не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку СПАО "Ингосстрах" было уведомлено о дате и времени проведения процедуры переторжки путем опубликования соответствующей информации в извещении, на странице оператора электронной площадки РТС-тендер, а также путем направления уведомления в личный кабинет.
Судами установлено, что 26 марта 2019 г. в 13 час. 44 мин. (по московскому времени) СПАО "Ингосстрах" подало заявку на участие в закупке, заявке был присвоен входящий номер 1081828.
В соответствии с протоколом открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений от 27 марта 2019 г. N 701678 было подано 5 (пять) заявок.
Согласно протоколу рассмотрения и оценке заявок на участие в запросе предложений от 29 марта 2019 г. N 701678, поданные заявки были признаны соответствующими требованиям положения о закупке и Закону о закупках.
После опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, в личный кабинет СПАО "Ингосстрах", как и в личные кабинеты всех участников данной закупки было направлено уведомление о том, что Организатор закупки приглашает принять участие в переторжке, который состоится 01 апреля 2019 г. в 15 час. 00 мин. (по московскому времени).
В подтверждение направления уведомлений всем участникам, Организатору закупки в личный кабинет оператором электронной площадки РТС-тендер было направлено уведомление о том, что приглашение на переторжку получили все участники закупки, в том числе и СПАО "Ингосстрах".
Также после опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений от 29 марта 2019 г. в открытом доступе была доступна информация о дате и времени проведения процедуры переторжки.
Таким образом, общество было осведомлено о дате и времени проведения переторжка путем опубликования соответствующей информации в извещении, на странице оператора электронной площадки РТС-тендер, а также путем направления уведомления в личный кабинет.
Кроме того, судами указано на то, что в Законе о закупках отсутствует норма, которая обязывала бы оператора электронной площадки направлять уведомления о дате и времени проведения переторжки.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 г. по делу N А40-182329/19-154-1544 оставить без изменения, кассационную жалобу СПАО "Ингосстрах" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УСТАНОВИЛ: 13 мая 2019 г. по результатам рассмотрения жалобы страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (далее - СПАО "Ингосстрах") на действия (бездействие) оператора электронной площадки - общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер", заявитель) при проведении акционерным обществом "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго") запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по страхованию имущества филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе (извещение номер 31907651154) (далее - запрос предложений) комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) по контролю в сфере закупок (далее - комиссия) принято решение по делу N 223-ФЗ-487/19 о признании жалобы СПАО "Ингосстрах" обоснованной (пункт 1 решения); в действиях ООО "РТС-Тендер" признаны нарушения части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (пункт 2 решения).
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2020 г. N Ф05-6192/20 по делу N А40-182329/2019