город Москва |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А40-249989/2019-144-1848 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "АВАНТЭК-М": Чикина В.В. (дов. от 24.09.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Оконникова Е.И. (дов. N Д-35/2019 от 30.12.2019 г.);
рассмотрев 04 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 г.,
по делу N А40-249989/2019-144-1848
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВАНТЭК-М"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 560/01/2018 от 25 июня 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: на основании задания заместителя руководителя государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель от 10 сентября 2018 г. проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001095:53, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Колобовский пер., вл. 11 (далее - земельный участок).
В ходе проведения обследования государственным инспектором в городе Москве по использованию и охране земель установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001095:53 расположено здание - жилой дом с кадастровым номером 77:01:0001095:1031 с адресным ориентиром: г. Москва, 1-й Колобовский пер., вл. 11, нежилые помещения на 1-ом этаже, которые принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "АВАНТЭК-М" (далее - ООО "АВАНТЭК-М".
Сведения об оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок в ЕГРН отсутствуют.
Вид разрешенного использования установлен - для эксплуатации части здания под административные цели (4.1).
В соответствии со сведениями ЕГРН часть помещений в здании с кадастровым номером 77:01:0001095:1031 на основании договор аренды помещений от 11 июля 2007 г. N 5КД-11/07, со сроком действия до 01 ноября 2021 г., заключенного между ООО "АВАНТЭК-М" и ООО "Гетон" (на основании соглашения о передачи прав и обязанностей по договору аренды от 11 июля 2007 г. N 5КД-11/07 арендатор правопреемник - общество с ограниченной ответственностью "ПИР" (далее - ООО "ПИР" (ИНН 7707351856 ОГРН 1157746881775), переданы в аренду сторонним организациям для размещения предприятия общественного питания (4.6).
Таким образом, фактическое использование ООО "АВАНТЭК-М" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001095:53 не только для эксплуатации части здания под административные цели (4.1), но и для размещения объектов общественного питания (4.6), что не соответствует целевому назначению земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001095:53.
По результатам проверки составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 01 ноября 2018 г. N 265, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
На основании полученных данных 21 ноября 2018 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управления Росреестра по Москве, административный орган) в отношении ООО "АВАНТЭК-М" составлен протокол об административном правонарушении N 1044.
25 июня 2019 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 560/01/2018, которым ООО "АВАНТЭК-М" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "АВАНТЭК-М" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления Росреестра по Москве по делу об административном правонарушении от 25 июня 2019 г. N 560/01/2018.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на использование обществом земельного участка не только по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, но и для размещения автосервиса и шиномонтажа.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "АВАНТЭК-М" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "АВАНТЭК-М" принял участие в онлайн-заседании, против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Действия, связанные с использованием земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на пропуск установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления административного органа.
При этом судами установлено, что срок совершения административного правонарушения следует исчислять с даты составления акта административного обследования объекта земельных отношений (01 ноября 2018 г.).
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом 25 июня 2019 г., суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод, изложенный в кассационной жалобе, о годичном сроке давности привлечения к административной ответственности, мотивированный тем, что данное правонарушение допущено в области охраны окружающей среды и природопользования, подлежит отклонению, поскольку объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого заявитель привлечен к административной ответственности, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушения земельного законодательства составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Исходя из положений статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает привлечение к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 г. по делу N А40-249989/2019-144-1848 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с использованием земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на пропуск установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления административного органа.
...
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушения земельного законодательства составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
...
Исходя из положений статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает привлечение к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2020 г. N Ф05-7434/20 по делу N А40-249989/2019