город Москва |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А40-158886/19-84-1412 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Финпрофимпэкс": Мовсесяна Г.А. (дов. N 4 от 20.02.2020 гю);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Помогаевой О.В. (дов. N Д-45/2019 от 30.12.2019 г.);
от третьего лица УФНС по г. Москве: Комаровой Е.В. (дов. N 51 от 14.01.2020 г.);
рассмотрев 04 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Финпрофимпэкс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 г.,
по делу N А40-158886/19-84-1412
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финпрофимпэкс"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по городу Москве,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Финпрофимпэкс" (далее - ООО "Финпрофимпэкс", общество, заявитель) является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0006004:1192, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пырьева, д. 2, корп. 1 (далее - здание).
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), стоимость здания по состоянию на 01 января 2017 г. составляет 286 369 000 руб.
Указанная кадастровая стоимость определена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве, регистрационный орган) от 07 ноября 2017 г. N 51-26452/2017 на основании сведений о величине рыночной стоимости здания, определенной в отчете об оценке от 15 сентября 2017 г. N 003/17.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного здания по состоянию на 01 января 2017 г. составляла 242 685 593 руб. без учета НДС (или 286 369 000 руб. с учетом НДС).
07 ноября 2018 г. ООО "Финпрофимпэкс" обратилось в Управление Росреестра по г. Москве по вопросу изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006004:1192.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве в адрес общества направлено письмо от 04 декабря 2018 г. N 51-23385/2018 "О рассмотрении обращения", в котором указало на отсутствие у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве полномочий по изменению величины рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости. В случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН в соответствии с принятым комиссией решением. Отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, в том числе налога на добавленную стоимость, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Разъяснение порядка налогообложения не относится к компетенции Управления Росреестра по Москве.
Считая свои права нарушенными, ООО "Финпрофимпэкс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконными действий, выразившееся в отказе от исправления реестровой ошибки, а именно, отказе во внесении в ЕГРН сведений о применявшейся с 01 января 2017 г. кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0006004:1192, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пырьева, д. 2, корп. 1, в размере 242 685 593 руб. и об обязании Управление Росреестра по Москве внести в ЕГРН сведения о применявшейся с 01 января 2017 г. кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0006004:1192, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пырьева, д. 2, корп. 1, в размере 242 685 593 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве (далее - УФНС России по г. Москве, третье лицо).
В кассационной жалобе ООО "Финпрофимпэкс" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что регистрационным органом при внесении сведений о кадастровой стоимости здания, установленной в размере его рыночной стоимости по решению комиссии, допустило ошибку, указав кадастровую стоимость здания с учетом НДС.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС России по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Росреестра по Москве не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Финпрофимпэкс" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Управления Росреестра по Москве и УФНС России по г. Москве против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Статьей 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В статье 61 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия регистрационного органа по отказу от исправления реестровой ошибки являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов общества, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрены процедура и основания для проведения проверки размера определенной оценщиком суммы НДС, включенной в рыночную стоимость объекта недвижимости.
Судами сделаны выводы о том, что действующее законодательство не наделяет органы государственной регистрации какими-либо функциями по изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости; в ЕГРН вносится кадастровая стоимость, которая предоставлена органу кадастрового учета от органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, и данная стоимость не предусматривает возможность использования скорректированной величины кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.
Следовательно, органы государственной регистрации не имеют полномочий по исключению суммы НДС из рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку обществом не доказано наличие в ЕГРН сведений, не соответствующих (ошибочных) судебному акту либо решению комиссии, а также незаконность оспариваемого решения регистрационного органа.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 г. по делу N А40-158886/19-84-1412 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Финпрофимпэкс" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 61 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2020 г. N Ф05-6851/20 по делу N А40-158886/2019