город Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А40-219883/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 02 июня 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Дженсер Ясенево"
на решение от 15 ноября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 12 февраля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-219883/19
по заявлению ООО "Дженсер Ясенево"
об оспаривании предписания
к Управлению Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дженсер Ясенево" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - управление) о признании недействительным предписания от 27.06.2019 N 213 по делу N 59/16/02-11.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Дженсер Ясенево" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2018 по делу N А40-55781/18 ООО "Дженсер Ясенево" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Пушнова Е.С., член Союза арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Северная столица" (ИНН 7813175754, ОГРН 1027806876173; 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Новолитовская, д. 15, лит. "А").
В порядке осуществления государственного земельного надзора заместителем главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель Кононенко А.Н. вынесено в отношении общества предписание от 27.06.2019 N 213 по делу N 59/16/02-11 об устранении нарушения земельного законодательства, согласно которому обществу предписано устранить ранее выявленное нарушение, а именно: освободить или оформить земельно-правовые отношения на земельные участки.
Как указано в акте проверки управления N 403, в результате проверки установлено, что за границами земельного участка, предоставленного обществу на праве аренды, организация занимает следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021005:72 под размещение открытой автостоянки;
- земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021016:53 под размещение одноэтажного строения;
- часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021005 под размещение одноэтажного строения, открытой автостоянки и части здания.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Судами установлено, что срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридически лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 2.1, статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в порядке осуществления государственного земельного надзора проведена проверка соблюдения обществом требований земельного законодательства.
Установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021005:23, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Добролюбова, вл. 2-б, предоставлен ООО "Дженсер Ясенево" на основании договора аренды от 29.10.2001 N М-02-017664.
Вместе с тем, на момент проведения проверки установлено, что за границами предоставленного земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021005:23 общество использует:
- земельный участок, площадью 1.244 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0021005:72 под размещение открытой стоянки;
- земельный участок, площадью 3.105 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0021016:53 под размещение одноэтажного строения;
- часть земельного участка кадастрового квартала N 77:02:0021005: под размещение одноэтажного строения, открытой автостоянки и части здания.
За период 2012-2019 гг. обществу неоднократно выдавались предписания об устранения нарушений земельного законодательства, в силу которых обществу предписывалось освободить или оформить использование, занимаемых земельных участков.
За неисполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушения земельного законодательства общество неоднократно привлекалось мировым судом к административной ответственности, накладывался штраф.
В порядке осуществления государственного земельного надзора проведена проверка исполнения ранее выданного обществу предписания об устранении нарушения земельного законодательства. В результате проверки установлено следующее.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021005:23, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Добролюбова, вл. 2-б, предоставлен ООО "Дженсер Ясенево" на основании договора аренды от 29.10.2001 N М-02-017664.
На момент проведения проверки установлено, что за границами предоставленного земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021005:23 общество продолжает использовать:
- земельный участок, площадью 1.244 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0021005:72 под размещение открытой стоянки;
- земельный участок, площадью 3.105 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0021016:53 под размещение одноэтажного строения;
- часть земельного участка кадастрового квартала N 77:02:0021005: под размещение одноэтажного строения, открытой автостоянки и части здания.
Также в результате проведения проверки установлено, что общество продолжает нарушать требования земельного законодательства, а именно: использовать указанные земельные участки, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В целях устранения нарушения земельного законодательства обществу выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 17.06.2019 N 213.
Суды отметили, что общество не отрицает факт использования части земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018002:3, при этом им признан также факт того, что земельно-правовые отношения на указанный земельный участок не оформлены.
Следовательно, суды обоснованно заключили, что действия управления основаны на действующем законодательстве и направлены на устранение выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, факт нарушения требований законодательства заявителем документально не опровергнут. Доказательств неисполнимости предписания, заявителем также не представлено.
При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено с соблюдением требований действующего законодательства и является законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2020 года по делу N А40-219883/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Дженсер Ясенево" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 2.1, статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2020 г. N Ф05-6754/20 по делу N А40-219883/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6754/20
12.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78996/19
15.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-219883/19
30.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-219883/19