город Москва |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А40-77382/2019-146-625 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "ЭЛМА": Бабаева А.Б. (дов. N ЭГ-2020/02/20-1 от 20.02.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Михнева М.П. (дов. N 33-Д-1303/19 от 25.12.2019 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 10 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2020 г.,
по делу N А40-77382/2019-146-625
по заявлению акционерного общества "ЭЛМА"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
УСТАНОВИЛ: 27 сентября 2012 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (Арендодатель) и акционерным обществом "ЭЛМА" (далее - АО "ЭЛМА", общество, заявитель, Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N М-09-038184 предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду сроком до 10 августа 2061 г. земельный участок площадью 41 118 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0001023:2, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Выборгская, вл. 22 (далее - земельный участок) для эксплуатации общественно-деловых и производственных зданий и строений различного типа, без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
На указанном земельном участке расположены пять объектов недвижимости, принадлежащие АО "ЭЛМА" на праве собственности.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), площадь арендуемого обществом земельного участка составляет 43 957 кв.м., что не соответствуют сведениям, указанным в договоре аренды - 41 118 кв.м.
В связи с наличием противоречий, связанных с площадью земельного участка, АО "ЭЛМА" в период с 2014 года по 2019 год неоднократно обращалось в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу заключения дополнительного соглашения и изменения площади используемого обществом земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001023:2 с 41 118 кв.м. на 43 957 кв.м., однако в предоставлении испрашиваемой услуги Департаментом было неоднократно отказано.
10 января 2019 г. АО "ЭЛМА" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением N 33-5-752/19-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001023:2, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Выборгская, вл. 22, с приложением подробной пояснительной записки и межевого плана площадью 43 957 кв.м.
Письмом от 14 февраля 2019 г. N 33-5-752/19-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал в предоставлении испрашиваемой государственной услуги со ссылкой на пункт 2.10.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование межевого плана границ земельного участка", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП (далее - Административный регламент), в связи с несогласованием межевого плана земельного участка в порядке, установленном статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности).
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, АО "ЭЛМА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании его незаконным и об обязании Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав общества путем оказания АО "ЭЛМА" государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве".
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2020 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу АО "ЭЛМА" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "ЭЛМА" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Закона о кадастровой деятельности.
Согласно статье 39 Закона о кадастровой деятельности местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Статьей 40 Закона о кадастровой деятельности установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента городского имущества города Москвы нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" спорная часть земельного участка, приблизительной площадью 2 839 кв.м., включена в территорию комплексного устойчивого развития N 19, правообладателем которой является АО "ЭЛМА".
В настоящее время АО "ЭЛМА" разрабатывает проект развития данной территории.
Судами установлено, что на спорной части земельного участка, примерной площадью 2 839 кв.м., находятся очистные сооружения и коммуникации, приобретенные АО "ЭЛМА" у предыдущего правообладателя земельного участка - ОАО "Руспрод" на основании договора купли-продажи недвижимости от 18 октября 2011 г. и стоящие с этого момента на балансе общества.
Нахождение очистных сооружений и коммуникаций на спорной части подтверждается Актом о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 05 сентября 2018 г. N 877-18, составленным между АО "ЭЛМА" и ГУП "Мосводосток", схемой ливневой канализации.
Ежегодно АО "ЭЛМА" обслуживает и несет затраты на содержание очистных сооружений, что подтверждается договорами подряда, исполнение которых невозможно без пользования спорной частью земельного участка.
АО "ЭЛМА" с момента изменения площади земельного участка уплачивает арендную плату за участок общей площадью 43 957 кв.м.
Кадастровая стоимость участка площадью 43 957 кв.м. в 2015-2016 составляла 668 085 000 руб.
Уведомлением от 20 июля 2015 г. N ДГИ-И-33201/15 Департамент городского имущества города Москвы уведомил общество о необходимости уплаты арендной платы исходя из данной кадастровой стоимости.
Между тем, фактически АО "ЭЛМА" в 2015-2016 ежеквартально уплачивает арендную плату в размере 2 505 318,75 руб., то есть исходя из установленной кадастровой стоимости за участок площадью 43 957 кв.м. (668 085 x 1,5% / 4) = 2 505 318,75 руб.).
На 2017 - 2018 кадастровая стоимость участка площадью 43 957 кв.м. была установлена в размере 862 920 000 руб.
Уведомлением от 10 ноября 2017 г. N 33-6-349278/17-(0)-0 Департамент городского имущества города Москвы установил арендную плату исходя из данной кадастровой стоимости.
Вместе с тем, фактически АО "ЭЛМА" в 2017-2018 ежеквартально уплачивает арендную плату в размере 3 235 950 руб., то есть исходя из установленной кадастровой стоимости за участок площадью 43 957 кв.м. (862 920 000 x 1,5% / 4) = 3 235 950 руб.).
На 2019 кадастровая стоимость установлена в размере 931 953 456,36 руб.
Департамент городского имущества города Москвы уведомлением от 06 февраля 2019 г. N 33-6-51724/19-(0)-2 установил арендную плату исходя из данной кадастровой стоимости за участок площадью 43 957 кв.м.
Судом первой инстанции был направлен запрос от 01 августа 2019 г. в ФГБУ "ФКП Росреестра" и в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" о предоставлении материалов и документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001023:2 - по формированию земельного участка, изменению земельного участка (изменению площади и границ земельного участка), включая заявление об учете указанных изменений и прилагаемые документы; межевые планы с актами согласования и иными документами подтверждающими согласование изменений.
В ответ на запрос суда Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" в материалы дела было направлено кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001023:2, согласно которому вышеуказанное изменение площади данного земельного участка было осуществлено на основании заявления АО "ЭЛМА" от 03 сентября 2014 г. N 77-0-1-22/3003/2014-28283 и оформлено решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 19 сентября 2014 г. N 77/601/14-133029 об учете изменений объекта недвижимости.
В составе документов кадастрового дела имеется копия межевого плана земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001023:2 на площадь 43 957 кв.м., согласованного уполномоченным представителем Департамента.
Из представленных выписок из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001023:2 следует, что площадь указанного участка составляет 43 957 +/- 73 кв. м.
Таким образом, фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001023:2 составляет 43 957 кв.м.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что основание, по которому Департаментом было отказано в предоставлении государственной услуги, не соответствует пункту 2.10.1.2 Административного регламента.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе приведены доводы о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А40-270047/19 по заявлению Департамента к АО "ЭЛМА" и ООО "Алмакс-ГЕО" об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:00010223:2.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку заявленное ходатайство о приостановлении производства по делу было рассмотрено судом и отклонено, в связи с его необоснованностью.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2020 г. по делу N А40-77382/2019-146-625 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента городского имущества города Москвы нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" спорная часть земельного участка, приблизительной площадью 2 839 кв.м., включена в территорию комплексного устойчивого развития N 19, правообладателем которой является АО "ЭЛМА"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2020 г. N Ф05-6605/20 по делу N А40-77382/2019