г. Москва |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А40-186827/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Федуловой Л.В.,
судей Беловой А.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - Савинов А.С. (доверенность от 12.05.2020),
от Управления Росреестра по Москве - Мацота Н.Э. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А40-186827/2019
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказов,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным отказов Управления Росреестра по Москве, изложенные в письмах от 15.04.2019 N 77/017/217/2018-969, N 77/017/217/2018-1031 в прекращении права собственности города Москвы на объект с кадастровым номером 77:03:0003011:3486, площадью 571,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Матросская Тишина, д. 23, корп.4 и регистрации права собственности города Москвы на здание с кадастровым номером 77:03:0003011:1047 площадью 573,6 кв.м, расположенного по тому же адресу, о возложении обязанности на Управление Росреестра города Москвы прекратить право собственности на объект с кадастровым номером 77:03:0003011:3486 по адресу: г. Москва, ул. Матросская Тишина, д. 23, корп. 4 площадью 571,6 кв.м с одновременной регистрацией права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Матросская Тишина, д. 23, корп. 4 (с кадастровым номером 77:03:0003011:1047) площадью 573,6 кв.м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020, требования Департамента удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просило судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что в материалы регистрационного дела не были представлены документы-основания для осуществления государственной регистрации права собственности города Москвы.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на общедоступном сайте http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
До рассмотрения кассационной жалобы от Департамента поступило ходатайство о прекращении производства по делу в связи с пропуском срока подачи кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы, ходатайство о прекращении производства по делу поддержал.
Учитывая направление кассационной жалобы 06.04.2020, то есть в пределах срока, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, что подтверждается оттиском штампа Почты России на конверте, судебная коллегия не находит оснований для прекращения производства по кассационной жалобе.
Изучив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно сведениям ЕГРН в собственности города Москвы находится нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0003011:3486, площадью 571,6 кв.м (запись в ЕГРН N 77-01/03-689/2002- 436 от 20.01.2003), право на которое зарегистрировано на основании Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.2991; Постановления Московской Городской думы N 47 от 20.05.1998.
Департамент обратился в Управление с заявлением о прекращении права собственности города Москвы на объект с кадастровым номером 77:03:0003011:3486, площадью 571,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Матросская Тишина, д. 23, корп. 4 и регистрации права собственности города Москвы на здание с кадастровым номером 77:03:0003011:1047 площадью 573,6 кв.м., расположенного по тому же адресу.
Письмом от 15.04.2019 N 77/017/217/2018-969,1031 отказано в регистрации прекращения права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0003011:3486 и регистрации права собственности на здание по тому же адресу с кадастровым номером 77:03:0003011:1047, поскольку на государственную регистрацию не представлены документы - основания для государственной регистрации прекращения права собственности и регистрации права собственности, а также имеются разночтения в различных документах в части площади нежилых помещений.
Полагая указанный отказ незаконным, Департамент городского имущества города Москвы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что представленные заявителем документы в полном объеме соответствуют требованиям законодательства. Отметили, что к заявлению на государственную регистрацию были приложены справки ГБУ МосгорБТИ, подтверждающие площадь объекта, указанную в ЕГРН, заявленный объект поставлен на государственный кадастровый учет в установленном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии подпунктом 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьей 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в том числе являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что в соответствии с данными технического учета ГБУ МосгорБТИ (справка от 05.12.2018 N 86 98 312123) площадь помещений в результате произведенной перепланировки в первоначальное состояние изменилась с 638,1 кв.м. на 571,6 кв.м. Указанная площадь нежилых помещений (571,6 кв.м.) с кадастровым номером 77:03:0003011:3486 указана в ЕГРН.
Согласно сведениям ЕГРН, принадлежащие заявителю нежилые помещения (571,6 кв.м.) входят в состав здания с кадастровым номером 77:03:0003011:1047 площадью 573,6 кв.м.
Судами установлено, что Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на объект с кадастровым номером 77:03:0003011:3486, площадью 571,6 кв.м. и государственной регистрации на здание с кадастровым номером 77:03:0003011:1047 площадью 573,6 кв.м., отсутствуют.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А40-186827/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в том числе являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2020 г. N Ф05-7433/20 по делу N А40-186827/2019