город Москва |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А40-85852/19-93-734 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Дикси Юг": Убиной А.Н. (дов. N Дов/006941/ДЮ/19 от 19.11.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московской областной таможни: Ковалева Л.Н. (дов. N 03-30/259 от 30.09.2019 г.);
рассмотрев 17 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Дикси Юг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2020 г.,
по делу N А40-85852/19-93-734
по заявлению акционерного общества "Дикси Юг"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: в регионе деятельности Можайского таможенного поста Московской областной таможни по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10130140/270317/0008810, 10130140/190317/0007995, 10013150/280817/0007160, 10013150/300817/0007519, 10013150/290817/0007339, 10013150/220817/0006447, 10130140/020517/0012671, 10130140/280417/0012287, 10130140/290417/0012345, 10130140/010517/0012423, 10130140/030517/0012813, 10130140/270417/0012216, 10130140/280417/0012274, 10130140/070317/0006798, 10130140/070317/0006788, 10130140/180317/0007961, 10130140/170317/0007828, 10130140/210317/0008272, 10130140/220317/0008405, 10130140/240417/0011827, 10130140/310117/0002340, 10130140/310117/0002352, 10130140/240117/0011729, 10130140/240117/0011730, 10130140/190317/0007988, 10130140/220317/0008457, 10130140/180417/0011357, 10130140/180417/0011326, 10130140/060317/0006635, 10130140/070317/0006753, 10130140/030117/0000061, 10130140/200117/0001160, 10130140/040117/0000077, 10130140/250117/0001701, 10130140/250117/0001674, 10130140/050117/0000134, 10130140/080117/0000196, 10130140/030117/0000045, 10130140/030117/0000060, 10130140/200417/0011496, 10130140/300117/0002183, 10130140/300117/0002113, 10130140/290117/0002048, 10130140/190317/0007996, 10130140/190417/0011484, 10130140/170417/0011201, 10130140/170417/0011196, 10130140/310117/0002371, 10130140/310117/0002354, 10130140/310117/0002389, 10130140/310117/0002343, 10130140/190117/0001048, 10130140/310117/0002381, 10130140/310117/0002393, 10130140/120217/0003709, 10130140/130217/0003837, 10130140/170417/0011052, 10130140/130217/0003754, 10130140/120217/0003724, 10130140/110417/0010566, 10130140/110417/0010613, 10130140/110417/0010587, 10130140/100117/0000332, 10130140/110117/0000399, 10130140/120117/0000479, 10130140/130417/0010754, 10130140/140417/0010895, 10130140/110117/0000382, 10130140/030117/0000042, 10130140/030117/0000038, 10130140/080317/0006850, 10130140/090317/0006874, 10130140/190117/0001050, 10130140/140117/0000614, 10130140/150117/0000673, 10130140/040117/0000097, 10130140/040117/0000098, 10130140/080317/0006839, 10130140/090117/0000231, 10130140/090117/0000234, 10130140/100117/0000326, 10130140/160117/0000689, 10130140/170117/0000880, 10130140/030117/0000056, 10130140/030117/0000071, 10130140/030117/0000068, 10130140/030117/0000066, 10130140/070217/0003230, 10130140/060217/0003074, 10130140/070217/0003182, 10130140/070217/0003152, 10130140/090217/0003490, 10130140/130217/0003840, 10130140/130217/0003806, 10130140/170117/0000911, 10130140/180117/0000967, 10130140/080317/0006840, 10130140/250417/0011982, 10130140/260417/0011996, 10130140/260417/0012018, 10130140/270417/0012143, 10130140/240317/0008695, 10130140/250317/0008718, 10130140/250317/0008721, 10130140/270317/0008960 акционерным обществом "Дикси Юг" (далее - АО "Дикси Юг", общество, заявитель) задекларирован товар "яблоки свежие_" по товарной позиции 0808 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Страной происхождения ввезенных товаров была заявлена Республика Сербия.
При декларировании товаров по указанным таможенным декларациям АО "Дикси Юг" заявило преференциальный режим (получение тарифных преференций), предоставив сертификаты о происхождении товаров (далее - сертификаты) формы "СТ2" N N 1234024, 1184861, 1233515, 1233533, 1233518, 1233988, 1234479, 1234469, 1234474, 1234480, 1234478, 1234464, 1234468, 1205098, 1205079, 1184853, 1184833, 1213749, 1234185, 1234454, 1188120, 1188113, 1234457, 1234446, 1184854, 1234179, 1234419, 1234413, 1205068, 1205097, 1213598, 1213705, 1213594, 1213989, 1213509, 1213593, 1213630, 1213609, 1213610, 1234416, 1188104, 1213550, 1188112, 1184864, 1234423, 1234407, 1234417, 1213914, 1188138, 1188123, 1188137, 1213719, 1188149, 1188132, 1184646, 1184665, 1234410, 1184696, 1184693, 1234139, 1234137, 1234118, 1213670, 1213665, 1213641, 1234142, 1234408, 1213672, 1213601, 1213592, 1184951, 1205081, 1213706, 1213679, 1213695, 1213608, 1213616, 1184978, 1213642, 1213643, 1213674, 1213691, 1213704, 1213600, 1213596, 1213603, 1213611, 1184627, 1213960, 1184617, 1213949, 1184640, 1184664, 1184674, 1213683, 1213717, 1184985, 1234453, 1234459, 1234460, 1234467, 1234003, 1234194, 1234199, 1234033, выданные уполномоченным органом Республики Сербия.
В соответствии со статьей 314 ТК ЕАЭС Управлением товарной номенклатуры Федеральной таможенной службой Московской областной таможни был направлен запрос в Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия о подтверждении факта выдачи вышеуказанных сертификатов. В целях проверки достоверности заявленных сведений также были запрошены документы, на основании которых были выданы сертификаты.
В своем ответе уполномоченный орган Республики Сербия подтвердил факт выдачи сертификатов, однако запрашиваемые документы, подтверждающие заявленный в сертификатах критерий "Р", представлены не были.
В связи с непредоставлением Сербской стороной запрашиваемых документов и невозможностью осуществить проверку достоверности сведений о происхождении указанных товаров, в том числе о выполнении соответствующих критериев происхождения, Московской областной таможней письмом от 07 марта 2019 г. N 18-06/07909 "О направлении информации" уведомила заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении преференциального режима в отношении товара "яблоки свежие_" (товарная позиция 0808 ТН ВЭД ЕАЭС) по вышеуказанным таможенным декларациям.
Считая свои права нарушенными, АО "Дикси Юг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконным решения, формализованного письмом от 07 марта 2019 г. N 18-06/07909, об отказе в предоставлении преференциального режима в отношении товара, ввезенного по таможенным декларациям.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Дикси Юг" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации представленных обществом сертификатов, в связи с чем представленные сертификаты о происхождении товара и надлежащим образом верифицированные сербской стороной, являлись достаточным основанием для предоставления преференциального режима.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Дикси Юг" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Московской областной таможни возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются тарифные преференции.
Согласно пункту 2 статьи 74 ТК ТС тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В силу пункта 1 статьи 62 ТК ТС при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
На основании частей 1 - 3 статьи 110 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Статьей 35 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор) установлено, что режим свободной торговли товарами в понимании ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на оснований международного договора Евразийского экономического союза с такой третьей стороной с учетом положений статьи 102 Договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Договора, несмотря на положения статьи 35 договора, государства - члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 01 января 2015 г. международного договора этого государства - члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства - члены.
Пунктом 4 статьи 37 Договора установлено, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
Режим свободной торговли в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии, предоставляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, заключенным в г. Белграде 28 августа 2000 г. (далее - Соглашение).
Как следует из статьи 1 Соглашения, Российская Федерация и Югославия (далее - Стороны) либерализуют взаимную торговлю в соответствии с положениями Соглашения и правилами Всемирной торговой организации в целях установления режима свободной торговли. Согласно статье 4 Соглашения, Стороны ежегодно согласуют изъятия из режима, предусмотренного статьей 1 Соглашения, которые будут применяться на основе двусторонних протоколов, подписываемых Сторонами в соответствии с законодательством своих государств.
Во исполнение статьи 4 Соглашения 22 июля 2011 г. Стороны подписали Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. (далее - Протокол, Правила).
Согласно пункту 1 статьи 8 Протокола товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также, если, в числе прочего, государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Протокола.
Пунктом 3 статьи 11 Протокола установлено, что уполномоченные органы Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
Таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и декларации о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (пункт 4 статьи 11 Правил).
Последующая проверка (верификация) осуществляется уполномоченными органами экспортирующего государства Стороны, для чего они должны иметь право запрашивать необходимые документы и проверять документацию и счета производителя (экспортера). До получения результатов последующей проверки (верификации) таможенные органы принимают решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (режима свободной торговли) в отношении ввозимых товаров (пункты 5 и 6 статьи 11 Правил).
Согласно пунктам 8 и 9 статьи 11 Протокола тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются, в том числе в случае, если копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены. Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Протокола таможенный орган государства стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства стороны, в случае если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
В силу статьи 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
Согласно статье 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
В Правилах, применяемых между Российской Федерацией и Республикой Сербия, содержатся обязательные условия, выполнение которых необходимо для получения в отношении ввозимых товаров тарифных преференций.
К числу таких условий, в том числе относится выполнение соответствующих критериев происхождения товаров (товар должен быть полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке), документальное подтверждение происхождения (предоставление в таможенный орган сертификата о происхождении товара формы "СТ-2" заполненного согласно Правилам), выполнение требований административного сотрудничества между таможенными и уполномоченными органами, удостоверившими сертификат.
В соответствии со статьей 8 Правил к числу условий, выполнение которых необходимо для предоставления в отношении товаров тарифных преференций, относится соблюдение государством стороной соответствующего соглашения требований к административному сотрудничеству, предусмотренных статьей 11 Правил.
Пунктом 4 статьи 11 Правил установлено, что таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
Согласно пункту 5 статьи 11 Правил последующая проверка (верификация) осуществляется уполномоченными органами экспортирующего государства Стороны, для чего они должны иметь право запрашивать необходимые документы и проверять документацию и счета производителя (экспортера).
Последующая проверка (верификация) должна быть осуществлена в возможно короткий срок и информация о ее результатах должна быть направлена в таможенный орган, направившийся запрос, не позднее 6 месяцев с даты направления запроса (пункт 7 статьи 11 Правил).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям таможенного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судами установлено, что таможенным органом в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификатах о происхождении товаров, направлен запрос в Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия с просьбой проверить представленные в таможенные органы сертификаты на предмет факта их выдачи и достоверности содержащихся в них сведений, а также представить копии документов, которые представлялись в уполномоченные органы Республики Сербия и на основании которых выдавались соответствующие сертификаты.
Между тем, представленный компетентным органом Республики Сербия ответ от 18 июля 2018 г. N 148-07-483-07-1383/5/2017 на верификационные запросы ФТС России в нарушение пункта 7 статьи 11 Правил не содержал документы, на основании которых сербской стороной были сделаны выводы о выполнении в отношении товара "яблоки свежие" критерия происхождения "Р" и выданы указанные сертификаты.
При этом судами принято во внимание, что в рамках проводимой ФТС России проверки происхождения товара "яблоки свежие" по иным сертификатам о происхождении товаров от Таможенной администрации Республики Сербия поступала информация об отсутствии компании экспортера по зарегистрированному адресу и невозможности уполномоченного органа сербской стороны проверить исходный статус товаров.
Установив, что подлинность представленных заявителем сертификатов не подтверждена, суды согласились с выводами таможенного органа о наличии оснований для отказа в предоставлении тарифных преференции.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениях действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2020 г. по делу N А40-85852/19-93-734 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Дикси Юг" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
...
В силу статьи 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
Согласно статье 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2020 г. N Ф05-7624/20 по делу N А40-85852/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7624/20
11.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77978/19
08.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-85852/19
05.04.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-85852/19