г. Москва |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А40-200138/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 26.06.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Федуловой Л.В.,
судей Беловой А.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от ООО "ЯРТЕК" - Кухтина Е.К. (доверенность от 16.06.2020),
от Ассоциации СРО "МАС" - Подлесная А.М. (доверенность от 20.09.2019),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЯРТЕК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020 по делу N А40-200138/19
по иску ООО "ЯРТЕК" (ОГРН 1037716031275, ИНН 7716237250)
к Ассоциации СРО "МАС" (ОГРН 1097799007536, ИНН 7707004718)
об обязании совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЯРТЕК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Ассоциации СРО "МАС" об обязании Ассоциацию СРО "МАС" зачесть в качестве части дополнительного взноса в компенсационный фонд возмещения вреда Ассоциации СРО "МАС" для повышения ООО "Яртек" уровня ответственности со второго до третьего неиспользованный остаток взноса, ранее внесенного ООО "Яртек" в компенсационный фонд Ассоциации СРО "МАС", в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "ЯРТЕК" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что по состоянию на 01.07.2017 у Истца не осталось нераспределенного остатка средств, ранее внесенных в КФ СРО, а образовались излишне зачисленные в качестве взноса компенсационный фонд возмещения вреда вследствие изменения законодательства 500 000 руб. Кассатор не согласен с выводом судов о невозможности использования Истцом нераспределенного остатка денежных средств, ранее внесенных в компенсационный фонд СРО для повышения ответственности в рамках компенсационного фонда возмещения вреда после 01.07.2017. Полагает, что законодательство не содержит требований о внесении членом СРО взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в размере большем, чем это установлено внутренним документом СРО.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До рассмотрения кассационной жалобы от Ассоциации СРО "МАС" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Ассоциации СРО "МАС" возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЯРТЕК" с 26.10.2009 года является членом Ассоциации СРО "МАС".
При вступлении в Ассоциацию СРО "МАС" истцом в компенсационный фонд СРО внесен минимально требуемый взнос в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 318 от 17.11.2009.
В 2016 году, в связи с принятием решения ООО "ЯРТЕК" осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей, в соответствии с ч. ч. 1.1, 10.1 ст. 55.8, п. 3 ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") ООО "ЯРТЕК" дополнительно был внесен взнос в КФ СРО в размере 700 000 рублей, что подтверждается п/п N 1767 от 26.05.2016 и получен второй уровень ответственности (в рамках компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации СРО "МАС").
Таким образом, по состоянию на 26.05.2016 общий взнос ООО "ЯРТЕК" в единый КФ СРО Ассоциации СРО "МАС" составил 1 000 000 рублей.
В связи с принятием ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ", в Ассоциации СРО "МАС" вместо ранее сформированного единого компенсационного были сформированы два новых, фонда:
- компенсационный фонд возмещения вреда (далее - КФ ВВ),
- компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее - КФ ОДО).
Истец указывает, что размер обязательного взноса во вновь созданный компенсационный фонд возмещения вреда Ассоциации СРО "МАС" на одного члена Ассоциации в зависимости от уровня ответственности определен пунктом 2.4 Положения о компенсационном фонде возмещения вреда (2-я редакция, утв. решением общего собрания членов Ассоциации от 04.09.2018, протокол N 19), за второй уровень ответственности, составляет 500 000 рублей.
Как поясняет истец, у ООО "ЯРТЕК" образовался неиспользованный остаток в размере 500 000 рублей, в связи с тем, что взнос ООО "ЯРТЕК" в единый КФ СРО Ассоциации СРО "ОДАС" уже составил 1 000 000 руб.
При этом участвовать в формировании компенсационного фонда возмещения вреда в установленном законом порядке должны все члены саморегулируемой организации, а участвовать в формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств должны только те члены саморегулируемой организации, которые выразили намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным.
Размеры новых компенсационных фондов, в силу требований части 10 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (далее - Федеральный закон 191-ФЗ) определяются саморегулируемой организацией, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в КФ СРО.
В соответствии с положениями части 9 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, ООО "ЯРТЕК" в адрес Ассоциации СРО "МАС" направило заявление б/н от 24.10.2016 о принятом решении осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает 500 млн. руб. (второй уровень ответственности), в связи с отсутствием на тот момент необходимости в присвоении третьего уровня ответственности, а также заявление б/н от 19.06.2017 об отсутствии намерения ООО "ЯРТЕК" принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров и о зачислении в КФ ВВ Ассоциации СРО "МАС" ранее внесенного в КФ СРО Ассоциации СРО "МАС" взноса в полном объеме в размере 1 000 000 рублей.
Таким образом, истец настаивал, что исполнил требования, установленные частями 9, 10 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
Решение ООО "ЯРТЕК" о зачислении взноса в полном объеме в КФ ВВ основывалось на том, что при необходимости повышения уровня ответственности до третьего уровня ответственности, ООО "ЯРТЕК" воспользуется переплатой и внесет в КФ ВВ не достающую сумму.
На основании указанных заявлений Ассоциация СРО "МАС" приняла решение (протокол Совета N 190 от 30.06.2017 (вопрос 4, п. 14) о зачислении в КФ ВВ Ассоциации СРО "МАС" денежных средств в размере 1 000 000 руб., ранее внесенных ООО "ЯРТЕК" в КФ СРО Ассоциации СРО "МАС".
Таким образом, по состоянию на 30.06.2017 взнос ООО "ЯРТЕК" в КФ СРО составил 1 000 000 рублей, вместо требуемого 500 000 рублей.
В соответствии с подпунктом 2.4.3 пункта 2.4 Положения о компенсационном фонде возмещения вреда (2-я редакция, утв. решением общего собрания членов Ассоциации от 04.09.2018, протокол N 19), в случае если член Ассоциации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень Ответственности) размер его взноса в компенсационный фонд возмещения вреда Ассоциации СРО "МАС" должен составлять 1 500 000 рублей.
У ООО "ЯРТЕК" возникла необходимость повысить уровень ответственности до третьего, в связи с этим ООО "ЯРТЕК" в адрес Ассоциации СРО "МАС" направило заявление о повышении уровня ответственности (в рамках компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации СРО "МАС") до третьего уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Сопроводительное письмо к заявлению содержало просьбу учесть в качестве части дополнительного взноса в компенсационный фонд возмещения вреда Ассоциации СРО "МАС", который требуется внести ООО "ЯРТЕК" для повышения уровня ответственности, неиспользованный остаток взноса в компенсационный фонд Ассоциации СРО "МАС" в размере 500 000 рублей.
Ассоциация СРО "МАС" отказалась зачесть часть внесенного не использованного остатка и для повышения уровня ответственности (со второго до третьего) указала истцу на необходимость внесения в компенсационный фонд возмещения вреда Ассоциации СРО "МАС" дополнительного взноса в размере 1 000 000 рублей.
Принимая во внимание тот факт, что ООО "ЯРТЕК" выполнило свои обязательства перед АССОЦИАЦИЯ СРО "МАС" по внесению необходимых взносов и взносы были своевременно распределены, истец указывает, что образовавшаяся переплата в размере 500 000 рублей не принадлежит Ассоциации СРО "МАС", удерживается ей безосновательно и должна быть либо возвращена члену Ассоциации СРО "МАС" либо зачтена при повышении уровня ответственности, поскольку иных взаимоотношений у ООО "ЯРТЕК" с Ассоциацией СРО "МАС" нет.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что вопрос о возможности использования нераспределенного остатка денежных средств, ранее внесенных в КФ СРО (в том числе для повышения уровня ответственности в рамках КФ ВВ или КФ ОДО), напрямую законодательством Российской Федерации не урегулирован. Законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено продление срока, установленного частью 9 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ (до 01.07.2017) в части формирования соответствующих компенсационных фондов на основании заявлений членов саморегулируемых организаций.
Суды, ссылаясь на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.05.2018 N 23126-ХМ/02 и письмо от 23.01.2018 N 09-01-04/491 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, указали, поскольку до 01.07.2017 ООО "ЯРТЕК" не воспользовалось остатком от ранее внесенного в КФ СРО Ассоциации СРО "МАС" взноса для повышения уровня ответственности в рамках КФ ВВ и не приняло решение о распределении данного остатка в КФ ОДО, следовательно, утратило возможность воспользоваться этим остатком.
Суд округа не может согласиться с указанным выводом судов ввиду следующего.
Как установлено судами, по состоянию на 26.05.2016 общий взнос ООО "ЯРТЕК" в единый КФ СРО Ассоциации СРО "МАС" составил 1 000 000 рублей. Вся сумма взноса была уплачена (перечислена) в единый компенсационный фонд, который формировался в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ. Разница между размерами оказалась в компенсационном фонде помимо воли истца.
Ссылка на письмо от 23.01.2018 г. N 09-01-04/491 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и письмо от 25.05.2018 N 23126-ХМ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ является несостоятельной, поскольку письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами, а разъяснения, содержащиеся в них, носят рекомендательный характер.
Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств должны быть сформированы к 01.07.2017 с учетом частей 10 и 12 указанной статьи, устанавливающей порядок распределения ранее внесенных взносов.
Возможность использования доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 04.07.2016, после 01.07.2017, в том числе на повышение уровня ответственности члена саморегулируемой организации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 191-ФЗ не ограничена.
При этом возможность члена СРО повысить свой уровень ответственности за счет причитающихся ему в силу Федерального закона N 126-ФЗ доходов не ограничена каким-либо сроком.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе, в том числе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 названной статьи.
В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела были установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но судами неверно применены нормы материального права, арбитражный суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, считает возможным решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020 по делу N А40-200138/19 отменить.
Обязать Ассоциацию СРО "МАС" зачесть в качестве части дополнительного взноса в компенсационный фонд возмещения вреда Ассоциации СРО "МАС" для повышения ООО "Яртек" уровня ответственности со второго до третьего неиспользованный остаток взноса, ранее внесенного ООО "Яртек" в компенсационный фонд Ассоциации СРО "МАС", в размере 500 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Ассоциации СРО "МАС" в пользу ООО "Яртек" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000 рублей.
Председательствующий - судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка на письмо от 23.01.2018 г. N 09-01-04/491 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и письмо от 25.05.2018 N 23126-ХМ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ является несостоятельной, поскольку письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами, а разъяснения, содержащиеся в них, носят рекомендательный характер.
Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств должны быть сформированы к 01.07.2017 с учетом частей 10 и 12 указанной статьи, устанавливающей порядок распределения ранее внесенных взносов.
Возможность использования доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 04.07.2016, после 01.07.2017, в том числе на повышение уровня ответственности члена саморегулируемой организации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 191-ФЗ не ограничена."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2020 г. N Ф05-8109/20 по делу N А40-200138/2019