город Москва |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А40-249640/19-21-1112 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ИНТРО-КОМ": Бердниковой Е.В. (дов. N 1 от 01.01.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Росимущества: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Минстроя России: Моренковой В.Н. (дов. N 18-С от 07.08.2019 г.);
от третьего лица АО "Дом РФ": Белова М.И. (дов. N 3/136 от 14.06.2019 г.),
рассмотрев 30 июня 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ИНТРО-КОМ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 г.,
по делу N А40-249640/19-21-1112
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНТРО-КОМ"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности
о признании недействительными протоколов в части,
третье лицо: акционерное общество "ДОМ.РФ",
УСТАНОВИЛ: 29 октября 2018 г. Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности (далее - Правительственная комиссия) было принято решение, оформленное протоколом заседания Правительственной комиссией N 6 (далее - Решение Правительственной комиссии) с учетом уточнений, принятых протоколом Правительственной комиссии от 14 мая 2019 г. N 2 (пп. 2 п. 17), о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере (далее - АО "ДОМ.РФ") юридических и иных действий, в том числе заключение сделок, в качестве агента Российской Федерации в отношении земельных участков ориентировочной площадью 11 008 кв.м (далее - земельный участок N 1) и 13 585 кв.м (далее - земельный участок N 2), которые могут быть образованы из находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель населенных пунктов, местоположение: Москва, наб. Лихоборская, вл. 13 (кадастровый номер: 77:09:0001015:3978), площадью 24 664 +/- 55 кв.м (далее - земельный участок N 3) в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Вышеуказанным решением Правительственной комиссии даны следующие поручения:
1. АО "ДОМ.РФ" осуществить образование земельного участка N 1 и земельного участка N 2 из земельного участка N 3 в соответствии со схемой расположения земельных участков;
2. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), в установленном порядке принять решения:
- об изъятии объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке N 1 и Земельном участке N 2 (далее - Объекты), закрепленных на праве хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр";
- об утверждении схемы расположения земельного участка N 1 и земельного участка N 2;
- о передаче АО "ДОМ.РФ" находящихся в федеральной собственности и образованные в соответствии с пунктом 2 решения Правительственной комиссии земельного участка N 1 и земельного участка N 2 с расположенными на них Объектами по передаточному акту для совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ;
- об обеспечении возможности внесения АО "ДОМ.РФ" в качестве агента Российской Федерации в реестр федерального имущества сведений об обременениях права собственности Российской Федерации на находящиеся в федеральной собственности и образованные в соответствии с пунктом 2 решения Правительственной комиссии земельный участок N 1 и земельный участок N 2.
Во исполнение вышеуказанного решения Правительственной комиссии Росимущество издало распоряжение от 28 июня 2019 г. N 390-р "О совершении АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации" (далее - распоряжение Росимущества), в котором было указано:
1. изъять находящиеся в федеральной собственности Объекты из хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр";
2. утвердить схему расположения земельного участка N 1 и земельного участка N 2 на кадастровом плане территории, подлежащих образованию из находящегося в федеральной собственности земельного участка N 3;
3. передать АО "ДОМ.РФ" находящиеся в федеральной собственности земельные участки, указанные в пункте 2 настоящего распоряжения, а также земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001015:3969, площадью - 225 кв. м, местоположение - г. Москва, наб. Лихоборская, вл. 13, стр. 9, 24 и расположенные на них Объекты по передаточному акту для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации.
4. АО "ДОМ.РФ" в установленном порядке:
- обеспечить государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр" на Объекты;
- обеспечить государственную регистрацию обременения права собственности Российской Федерации в части совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации на земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 распоряжения Росимущества, и расположенные на них Объекты;
- обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.
Считая свои права нарушенными, общество с ограниченной ответственностью "ИНТРО-КОМ" (далее - ООО "ИНТРО-КОМ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании недействительным пункта 9.1. протокола заседания Комиссии по развитию жилищного строительства и эффективности использования земельных участков, находящихся в Федеральной собственности N 6 от 29 октября 2018 г., о признании недействительным подпункта 2 пункта 17 протокола заседания Комиссии по развитию жилищного строительства и эффективности использования земельных участков, находящихся в Федеральной собственности N 2 от 14 мая 2019 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "ДОМ.РФ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ИНТРО-КОМ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ИНТРО-КОМ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Минстроя России и АО "ДОМ.РФ" против ее удовлетворения возражали.
Представители Росимущества в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон N 161-ФЗ регулирует отношения, возникающие между единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности осуществления единым институтом развития в жилищной сфере деятельности, предусмотренной Законом.
Статьей 11 названного закона предусмотрено, что подготовка предложений для вынесения на Правительственную комиссию об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий осуществляется АО "ДОМ.РФ" на основании перечней находящихся в федеральной собственности земельных участков (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества) и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 161-ФЗ и пункта 4 Положения о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2008 г. N 632 (далее - Положение), после получения предложений единого института развития, указанных в части 7 и 7.1 статьи 11 и части 6 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ, межведомственный коллегиальный орган рассматривает их и принимает решение о целесообразности/нецелесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ.
Из части 1 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ следует, что в случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое право прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, юридические и иные действия, в том числе сделки, с которыми в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, будут осуществляться единым институтом развития.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ в случае, если находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимого имущества, другое имущество закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организациями, такие объекты недвижимого имущества, другое имущество подлежат изъятию без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении объектов недвижимого имущества, юридические и иные действия, в том числе сделки, в отношении которых в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 161-ФЗ, будут осуществляться единым институтом развития.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан принять решения, предусмотренные пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 15 в течение десяти дней с даты представления единым институтом развития документов, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ.
Частью 8 статьи 12 Федерального закона N 161-ФЗ, пунктом 18 Положения предусмотрено, что решение Правительственной комиссии является обязательным для органов государственной власти и организаций.
Полномочия Правительственной комиссии на принятие установлены статьей 12 Федерального закона N 161-ФЗ, Положением и Основаниями и условиями принятия Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденными Правительственной комиссией (протокол от 26 февраля 2015 г. N 1) (далее - Основания и условия).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Оснований и условий решение о нецелесообразности должно быть принято, если на дату предложения сохраняет силу решение федерального органа исполнительной власти, принятое в отношении земельного участка, а именно о предоставлении земельного участка юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением предприятий, учреждений, организаций, указанных в подпункте 1 пункта 2 Оснований и условий.
Решения Правительственной комиссии принимаются по результатам рассмотрения предложений АО "ДОМ.РФ" в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности или отнесенных к федеральной собственности федеральными законами (пункт 2 Оснований и условий).
При этом разделом II Оснований и условий предусмотрен закрытый перечень оснований принятия решения о нецелесообразности передачи земельных участков, в том числе земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества для формирования имущества АО "ДОМ.РФ" и о нецелесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению указанными земельными участками.
Решения Правительственной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с учетом представленного письменного мнения отсутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии (пункт 15 Положения).
В соответствии с пунктом 16 Положения в обязательном порядке при принятии Решения Правительственной комиссией приглашаются представители:
- федерального органа исполнительной власти, имеющего подведомственные ему федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, которому предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, или за которым закреплен объект недвижимого имущества, расположенный на таком земельном участке и находящийся в федеральной собственности, - если на заседании Комиссии рассматривается вопрос об использовании либо эффективности использования такого участка или такого объекта недвижимого имущества;
- федерального органа исполнительной власти, имеющего подведомственные ему федеральную службу или федеральное агентство, в ведении которых находится федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, которому предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, или за которым закреплен объект недвижимого имущества, расположенный на таком земельном участке и находящийся в федеральной собственности, - если на заседании Комиссии рассматривается вопрос об использовании либо эффективности использования такого участка или такого объекта недвижимого имущества;
- органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых предлагается передача неэффективно используемых земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, государственным академиям наук (в том числе с расположенными на таких земельных участках и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемые решения не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что в отношении земельных участков и Объекта Правительственная комиссия приняла решение о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ.
Согласно решению Правительственной комиссии голосовали (с учетом представленных письменных мнений) "за" - 9 голосов, "против" - 0 голосов, "воздержался" - 0 голосов (пункт 9.1. протокола от 29 октября 2018 г. N 6) и "за" - 13 голосов, "против" - 0 голосов, "воздержался" - 0 голосов (пункт 17 протокола от 14 мая 2019 г. N 2).
Таким образом, на основании предложений АО "ДОМ.РФ", в отсутствие оснований для принятия решения о нецелесообразности совершения действий с земельными участками и Объектом, решение Правительственной комиссии было принято единогласно, что соответствует пункту 15 Положения.
Судами отклонены доводы общества о том, что документы, представленные АО "ДОМ.РФ", содержат неактуальные и искаженные сведения.
Судами установлено, что на момент принятия решения Правительственной комиссией земельные участки и объекты принадлежали Российской Федерации.
Судами также сделаны выводы о том, что распоряжение Росимущества о передаче Объекта в аренду от 13 марта 2018 г. N РБ-03/7509 (согласование собственником сделки) не является решением, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 Оснований и условий. Указанное распоряжение касается передачи в аренду Объекта, а не земельного участка, оно устанавливает отношения Росимущества и предприятия по вопросу согласования собственником сделки, а не о предоставлении Росимуществом заявителю объекта недвижимости.
Относительно довода о присутствии представителей коммерческой организации на заседании комиссии судами указано на то, что участие коммерческой организации - пользователя федерального недвижимого имущества при принятии Решения Правительственной комиссии законом не предусмотрено.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Относительно довода заявителя о нарушении его прав тем, что он не получит ту прибыль по договору, на которую рассчитывал при его заключении, суд кассационной инстанции отмечает, что данные вопросы не являются предметом обсуждения по настоящему спору.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 г. по делу N А40-249640/19-21-1112 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ИНТРО-КОМ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия Правительственной комиссии на принятие установлены статьей 12 Федерального закона N 161-ФЗ, Положением и Основаниями и условиями принятия Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденными Правительственной комиссией (протокол от 26 февраля 2015 г. N 1) (далее - Основания и условия).
...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемые решения не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что в отношении земельных участков и Объекта Правительственная комиссия приняла решение о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2020 г. N Ф05-10294/20 по делу N А40-249640/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10294/20
19.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4071/20
16.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249640/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249640/19
24.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249640/19