город Москва |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А40-283504/19-148-1544 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Союз Святого Иоанна Воина"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 января 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 г.,
по делу N А40-283504/19-148-1544
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз Святого Иоанна Воина"
к Департаменту торговли и услуг города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 545/УГК/19 от 15 октября 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: 09 августа 2019 г. на основании информации, представленной Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО) (письма от 03 июля 2019 г. N 01-8590/9 и от 06 августа 2019 г. N 01-10296/9) о выявленных нарушениях занижения регулируемых государством цен при розничной продажи алкогольной продукции, Департаментом торговли и услуг города Москвы (далее - Департамент, административный орган) издан приказ N 214/9/БВ "Об утверждении задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия", на основании которого проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Союз Святого Иоанна Воина" (далее - ООО "Союз Святого Иоанна Воина", общество, заявитель) по признакам нарушения розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже установленной государством.
В ходе проведения административного расследования Департаментом установлено, что из отчетов системы Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) в журнале учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции 12 июня 2019 г. в 15 час. 15 мин. осуществлена продажа бутылки водки особой "Серебряная Прохлада" под товарным знаком "Хортица" емкостью 1 литр, крепостью 40% по цене 91,99 руб. (при установленной минимальной цене не ниже 430,00 руб. за 1 литр).
Согласно правилам функционирования ЕГАИС, сведения направляются в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию.
Так, по данным Департамента продажа бутылки водки особой "Серебряная Прохлада" под товарным знаком "Хортица" емкостью 1 литр, крепостью 40% по цене 91,99 руб. отразилась в системе 12 июня 2019 г. в 15 час. 15 мин, контрольно-кассовый чек (далее - ККТ) N 84046, смена 319, касса N 8710000101940899 в магазине ООО "Союз Святого Иоанна Воина", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лукинская, д. 13, этаж 1, часть помещения I.
Таким образом, ООО "Союз Святого Иоанна Воина" нарушен порядок ценообразования и требования пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), путем занижение регулируемой государством цены на вышеуказанную алкогольную продукцию.
На основании полученных данных 11 сентября 2019 г. в отношении ООО "Союз Святого Иоанна Воина" был составлен протокол об административном правонарушении N 9/ЛЦ, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Департамента торговли и услуг города Москвы от 15 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении N 545/УГК/19 ООО "Союз Святого Иоанна Воина" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Союз Святого Иоанна Воина" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту торговли и услуг города Москвы о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Союз Святого Иоанна Воина" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку фактически продажа товара по заниженной цене не осуществлена.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (подпункт 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" установлена цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при процентном содержании спирта в готовой продукции.
Действия, связанные с занижением регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере сто тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Союз Святого Иоанна Воина" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выразившихся в продаже алкогольной продукции по стоимости ниже минимально установленной и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Отклоняя доводы общества о том, что по чеку N 84046, смена 319, касса N 8710000101940899 12 июня 2019 г. в 15 час. 15 мин фактически была осуществлена продажа: вино белое Мускат полусладкое 12%, емкостью 1 л., по цене 91,99 руб. и 2 (две) бутылки водки особая "Серебряная Прохлада" под товарным знаком "Хортица" емкостью 1 л. по цене 998,86 руб. (499,43 руб. за 1 (одну) бутылку), однако при оформлении продажи кассиром была нарушена очередность сканирования штрих кодов на федеральных специальных марках, в подтверждение чего представлена копия контрольно-кассового чека от 12 июня 2019 г. N 203 (ФД 84046), суды указали на то, что согласно сведениям журнала учета розничной продажи маркированной алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции системы ЕГАИС по фискальному документу N 84046 содержится информация о продаже в 15 час. 15 мин. бутылки водки особая "Серебряная прохлада" по цене 91,99 руб., сведения о продаже вина белого Мускат по фискальному документу N 84046 в 15 час. 15 мин. не содержится.
Судами также указано на то, что при сканировании QR-кода с копии данного контрольно-кассового чека от 12 июня 2019 г. N 84046 посредством приложения "Антиконтрафакт Алко" установлено, что 12 июня 2019 г. в 15 час. 15 мин. продана бутылка водки особая "Серебряная прохлада", что противоречит номенклатуре контрольно-кассового чека от 12 июня 2019 г. в 15 час. 15 мин. N 203 (ФД 84046).
Кроме того, контрольно-кассовый чек не является относимым и допустимым доказательством, поскольку установленный пунктом 21 Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", определен порядок функционирования ЕГАИС, согласно которому заявка предоставляется с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки) и направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию (указанный реквизит заполняется организацией самостоятельно, его достоверность подтверждается усиленной электронной подписью организации).
В случае расхождения информации о маркированной продукции и информации, содержащейся в единой информационной системе, согласно пункту 29 Правил функционирования ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, достоверной считается информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Довод общества о квалификации действий по статье 14.19 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, так как фактически продажа товара по заниженной цене не осуществлена, по факту было совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.19 КоАП РФ, выраженное в нарушении государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, был отклонен судом со ссылкой на пункт 24 Правил функционирования ЕГАИС, поскольку факт внесения обществом в ЕГАИС недостоверных сведений подтвержден материалами административного дела.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "Союз Святого Иоанна Воина" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Вина ООО "Союз Святого Иоанна Воина" в совершении административного правонарушения установлена.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 января 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2020 г. по делу N А40-283504/19-148-1544 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Союз Святого Иоанна Воина" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о квалификации действий по статье 14.19 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, так как фактически продажа товара по заниженной цене не осуществлена, по факту было совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.19 КоАП РФ, выраженное в нарушении государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, был отклонен судом со ссылкой на пункт 24 Правил функционирования ЕГАИС, поскольку факт внесения обществом в ЕГАИС недостоверных сведений подтвержден материалами административного дела.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "Союз Святого Иоанна Воина" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2020 г. N Ф05-10148/20 по делу N А40-283504/2019