город Москва |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А40-198298/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Колмаковой Н.Н., Стрельникова А.И.,
при участии в заседании:
от истца: не явка
от ответчика: не явка,
рассмотрев 07 июля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО МРЭС
на решение от 09.12.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26.02.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда,
в деле по иску ПАО "ФСК ЕЭС"
к ООО МРЭС
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ: Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Межрайонные распределительные электрические сети" (далее - ООО "МРЭС", ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 138 106,70 руб., неустойки в размере 64 112,40 руб., рассчитанной по состоянию на 04.07.2019, неустойки в размере одной 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ключевой ставки), действующей на день фактической оплаты неустойки, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 05.07.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "МРЭС" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, указывает на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, заявлений об участии в онлайн-заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) не направляли, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ПАО "ФСК ЕЭС" (исполнитель, истец) является сетевой организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и в том числе ПС 220 кВ "Тея", расположенной на территории Республики Хакасия.
Вместе с тем, ООО "МРЭС" (потребитель, заказчик, ответчик) является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии на территории Республики Хакасия, энергопринимающие устройства которой имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства истца.
В настоящем деле спор между сторонами возник из договора оказания услуг по передаче электроэнергии по единой национальной электрической сети от 30.06.2017 N 1294/П (далее - договор).
Так, в период с января 2019 года по апрель 2019 года исполнитель оказал потребителю услуги по передаче электроэнергии по договору на общую сумму 1 138 106,70 руб., что подтверждается актами об оказании услуг, а также сводными актами учета, подписанными сторонами без разногласий. Однако потребитель обязательства по оплате исполнителю стоимости названных услуг не исполнил, в связи с чем на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 1 138 106,70 руб.
Помимо этого, истцом на основании пункта 5.9 договора начислена ответчику неустойка по состоянию на 04.07.2019 в размере 64 112, 40 руб. с последующим ее начислением по дату платежа.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 7, пункту 1 статьи 9 Закона N 35-ФЗ в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров; организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
В силу пункта 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке: в случае, если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил; в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) настоящего документа, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не завершена.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ответчик письмом от 28.11.2018 N 817, обратился в адрес истца с предложением об уточнении итогового балансового решения по мощности на 2019 год, нарушив императивные сроки, установленные пунктом 47 Правил N 861, а также пунктами 4 и 21 порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ от 12.04.2012 N 53-э/1 (далее - Порядок N 53-э/1)
Согласно пункту 21 Порядка N 53-э/1 не позднее 15 августа года, предшествующего году регулирования, субъекты ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет рынка и Системному оператору.
Истцом было направлено в адрес ответчика письмо от 14.12.2018 N 51/4342 о невозможности проведения итоговой корректировки с учетом пропущенного срока, поскольку данные для формирования сводного прогнозного баланса направляются в ФАС России и РЭК по Республике Хакасия.
Как указано судами, ссылка ответчика на договор аренды электрических сетей с МУП "Тейский универсал", не дает оснований снижать заявленную мощность, так как заявленная мощность выставляется как максимально возможная для потребления конкретной организацией, при этом по отпуску электрической энергии между сторонами разногласий не имеется.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные участвующими в деле лицами доказательства, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает удовлетворение заявленных требований в полном объеме по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона, имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А40-198298/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ответчик письмом от 28.11.2018 N 817, обратился в адрес истца с предложением об уточнении итогового балансового решения по мощности на 2019 год, нарушив императивные сроки, установленные пунктом 47 Правил N 861, а также пунктами 4 и 21 порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ от 12.04.2012 N 53-э/1 (далее - Порядок N 53-э/1)
Согласно пункту 21 Порядка N 53-э/1 не позднее 15 августа года, предшествующего году регулирования, субъекты ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет рынка и Системному оператору."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2020 г. N Ф05-9213/20 по делу N А40-198298/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9213/20
26.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1339/20
09.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-198298/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-198298/19