город Москва |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А40-216783/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Кочеткова А.А., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Войнова М.В. по дов. от 02.11.2018
от ответчика: Еремин А.С. по дов. N 141/1/7/2596-исх от 13.08.2019
от третьих лиц: Минобороны России - Пашаев Р.М. по дов. N 207/4/209д от 28.05.2019,
АО "ГУОВ" - не явка,
рассмотрев 09 июля 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России
на решение от 08.11.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 30.01.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда,
в деле по иску ПАО "МОЭК"
к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России
третьи лица: Минобороны России, АО "ГУОВ"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ: Публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ПАО "МОЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ответчик) о взыскании убытков, причиненных бездоговорным потреблением тепловой энергии в размере 13 650 800,39 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами.
Минобороны России в своей кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в своей кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель также считает, что судами неверно применены нормы материального права, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
Представленный ПАО "МОЭК" отзыв на кассационную жалобу ответчика судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представители ответчика и третьего лица (Минобороны России) поддержали доводы и требования кассационных жалоб; представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебное заседание суда кассационной инстанции третье лицо (АО "ГУОВ") не явилось, заявлений об участии в онлайн-заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) не направляло, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на кассационную жалобу ответчика, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ПАО "МОЭК" (истец) была проведена проверка (осмотр) объекта потребления тепловой энергии, расположенного по адресу: г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38, стр. 137, в ходе которой выявлен факт бездоговорного потребления тепловой энергии. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), вышеуказанное здание принадлежит ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (ответчик) на праве оперативного управления.
Истцом на основании пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) по результатам проверки объекта ответчика составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии от 25.04.2019 N 51-06/02-19-ОТИ, согласно которому периодом бездоговорного потребления тепловой энергии является период с 06.12.2018 по 06.02.2019, стоимость бездоговорного потребления составила 9 100 533,59 руб.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона N 190-ФЗ размер убытков истца составил - 13 650 800,39 руб. (с учетом применения полуторакратного повышающего коэффициента).
Определение понятия "бездоговорное потребление" содержится в пункте 29 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, согласно которому бездоговорным потреблением тепловой энергией признается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
Пунктом 7 статьи 22 Закона N 190-ФЗ установлено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (пункт 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона N 190-ФЗ стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В силу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
То есть для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В соответствии с пунктом 32 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что факт наличия спорного ЦТП, расположенного по адресу: г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38, стр. 137, установлен вступившими в силу судебными актами по делам N N А40-148230/2018, А40-156609/2018, А40-51820/2019.
Также судами установлено соблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора, так как в материалы дела представлено требование об оплате стоимости потребленной тепловой энергии.
При этом доводы ответчика и третьего лица о необоснованности расчета и неправомерности взыскания убытков в полуторакратном размере отклонены судами как несостоятельные и не основанные на законе.
Как обоснованно указано судами, спорный акт составлен истцом надлежащим образом, с соблюдением процедуры, предусмотренной статьей 22 Закона N 190-ФЗ. О проведении обследования ответчик был надлежащим образом уведомлен.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что факт бездоговорного потребления тепловой энергии в спорный период истцом документально подтвержден, указанная задолженность по существу ответчиком не оспорена, расчет объема безучетного потребления тепловой энергии судом проверен и признан обоснованным.
Таким образом, судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в судебных актах, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Вопреки доводов кассационной жалобы ответчика, судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования, не освобождает потребителя от исполнения обязательства по оплате фактически принятых услуг (коммунального ресурса).
Вышеизложенное соответствует позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
Иные доводы кассационных жалоб со ссылками на неправильное применение судами норм материального судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителями.
По существу доводы заявителей кассационных жалоб, в том числе о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, о недоказанности права оперативного управления ответчика на спорный ЦТП, о необоснованности расчета заявленных требований, о недействительности акта о выявлении бездоговорного потребления, о неподтверждении истцом факта возникновения убытков, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Другая оценка заявителями кассационных жалоб установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А40-216783/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
А.А. Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводов кассационной жалобы ответчика, судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования, не освобождает потребителя от исполнения обязательства по оплате фактически принятых услуг (коммунального ресурса).
Вышеизложенное соответствует позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2020 г. N Ф05-6997/20 по делу N А40-216783/2019