Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2020 г. N Ф05-10265/20 по делу N А40-151111/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Иные основания ответственности контрактом не были предусмотрены, и, следовательно, генподрядчик может быть привлечен к ответственности только при наличии вины. Пунктом 3 ст. 405 ГК РФ установлено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. В силу п. 1 ст. 406 ГК РФ, кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. При этом суд обоснованно отметил, что начисление неустойки на общую сумму контракта неправомерно, а также без учета надлежащего выполнения части работ.

Так, действующее гражданское законодательство допускает исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ), и стороны в рассматриваемом случае такую возможность предусмотрели (раздел 5 контракта). В приложении N 3 контракта стороны согласовали расчет цены контракта, согласно которому в отдельные этапы было выделено: CMP - 1.011.858.155 руб.; ПИР - 198.264.482 руб. При этом, как верно отметил суд в обжалуемых актах, начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Так, при наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит статье 330 ГК РФ. При этом генподрядчиком была выполнена часть работ, что не было учтено государственным заказчиком при расчете неустойки. Так, стороны подписали акты выполненных работ: КС-2, КС-3 от 29.11.2016 N 1 на сумму 49.568.565,62 руб.; КС-2, КС-3 от 07.12.2016 N 2 на сумму 22.368.581,50 руб.; КС-2, КС-3 от 15.03.2017 N 3 на сумму 173.441.426,80 руб.; КС-2, КС-3 от 27.04.2017 N 4 на сумму 134.437.265,48 руб.; КС-2, КС-3 от 05.06.2017 N 5 на сумму 66.596.473,02 руб.; КС-2, КС-3 от 09.06.2017 N 6 на сумму 72.710.387,23 руб.; КС-2, КС-3 от 21.07.2017 N 7 на сумму 25.726.642,02 руб.; КС-2, КС-3 от 25.08.2017 N 8 на сумму 67.394.985,96 руб.; КС-2, КС-3 от 25.10.2017 N 9 на сумму 10.422.777,16 руб.; КС-2, КС-3 от 25.11.2017 N 10 на сумму 7.122.894,18 руб.; КС-2, КС-3 от 15.12.2017 N 11 на сумму 94.017.685,90 руб.; КС-2, КС-3 от 22.12.2017 N 12 на сумму 41.563.557,72 руб. Кроме того, суд в обжалуемых актах правильно указал, что у истца отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика к имущественной ответственности за несвоевременное получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и подписание итогового акта. Кроме того, суд в решении и постановлении правильно указал, что начисление неустойки за нарушение срока этапа получение положительного заключения государственной экспертизы противоречит существу обязательства и неправомерно ввиду противоречия нормам Градостроительного кодекса РФ.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ, только заказчик или технический заказчик имеет право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу. В соответствии с п. 10 ст. 49 ГрК РФ, только заказчик или технический заказчик имеет право оспаривать отрицательное заключение экспертизы. Согласно п. 10 "Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 г. N 1700, срок для предоставления государственной услуги составляет 60 дней, в то время как по условиям контракта на получение положительного заключения госэкспертизы было отведено всего 20 дней, что само по себе делает исполнение данного обязательства невозможным. Истцом не было учтено, что обязательство по прохождению государственной экспертизы было возложено на заказчика (п.1 ст. 49 ГрК РФ, п. 7.1.2, 7.1.13 контракта). Кроме того, согласно п. 2 указанного Административного регламента, заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является заказчик, обратившийся с заявлением. При этом вопросы передачи заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства. Более того, условиями контракта не была предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку пунктом 18.4 контракта (на который ссылается истец в обоснование исковых требований) была предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения работ. Пункт 2.1 контракта содержит понятие работ: к ним относятся работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, разработка проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы. Однако, как правильно указал суд в обжалуемых актах, получение положительного заключения государственной экспертизы к работам не относится, и, следовательно, п. 18.4 контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения.

Таким образом, суд в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, пришел к правильному выводу, что направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, и, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно заказчик или технический заказчик. При этом доверенность на передачу документации в государственную экспертизу МО РФ, получение документации из государственной экспертизы МО РФ ответчику не выдавалась. Кроме того, суд верно отметил, что указанное действие не может быть совершено ответчиком, а расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки, неправомерно.

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, суд обеих инстанций правильно установил, что требование истца о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременное получение положительного заключения госэкспертизы несостоятельно.

Кроме того, суд в обжалуемых актах также верно указал, что истец не вправе требовать неустойки за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта. Так, ответственность за просрочку исполнения обязательств предусмотрена п. 18.4 контракта, согласно которому неустойка начисляется за каждый день нарушения генподрядчиком сроков исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательств по контракту в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. При этом истец рассчитал неустойку за нарушение обязательств по контракту не конкретизируя обязательства, срок выполнения которых был установлен государственным контрактом и которые ответчик просрочил. Истец в обоснование начисления неустойки в соответствии с п. 18.4. контракта указал не подписание в срок итогового акта. Однако из содержания контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка. Кроме того, подписание итогового акта не является обязательством ответчика в контексте раздела 8 контракта. Подписание итогового акта выполненных работ - это совместное действие сторон контракта, и, соответственно, ответчик не может нести единоличную ответственность за его неподписание. Пунктом 18.4. контракта (на который ссылается истец в обоснование своих требований) была установлена ответственность за невыполнение сторонами обязательств по срокам выполнения работ, подписание итогового акта к работам не относится."