г. Москва |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А40-104199/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 23.07.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - государственного бюджетного учреждения города Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" - Копылова Е.В. (представителя по доверенности от 27.04.2018),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве - Мамедовой И.А. (представителя по доверенности от 22.05.2020),
от общества с ограниченной ответственностью "Экомир М" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 09.07.2020 - 16.07.2020 (объявлялся перерыв) в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения города Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры"
на решение от 04.09.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26.12.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда
в части
по делу N А40-104199/2019
по заявлению государственного бюджетного учреждения города Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
об оспаривании решения, предписания,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Экомир М",
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение города Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - управление) от 01.03.2019 по делу N 2-57-2369/77-19.
В качестве третьего лица в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Экомир М" (далее - общество).
Решением от 04.09.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019, Арбитражный суд города Москвы признано незаконным оспариваемое решение управления в части признания учреждения нарушившим часть 6 статьи 31 и часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в удовлетворении остальной части заявления отказал.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить данные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами в этой части норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы и требования кассационной жалобы, просил ее удовлетворить, пояснил, в качестве примера, что срок оказания по одному из аукционов с 01.03.2019 по 31.12.2019, дата проведения аукциона - 18.02.2019.
Представитель управления, напротив, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Общество, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей учреждения и управления, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части ввиду следующего.
Как установили суды и следует из материалов дела, что учреждение, действуя в качестве заказчика, провело электронные аукционы (далее - аукционы) на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по дезинсекционной обработке офисных помещений по закупкам N 0373500001519000024, 0373500001519000025.
Согласно протоколам подведения итогов аукционов от 21.02.2019 N N 0373500001519000024, 0373500001519000025 заявки ООО "Центр дезинфекции", ООО "СВЕТАЛ", ООО НПО "Лесное озеро", ООО "ССОО" признаны соответствующими требованиям документации и Закона о контрактной системе.
При этом заявки общества отклонены аукционными комиссиями заказчика в связи с отсутствием в составе заявки лицензии на медицинскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), поскольку услуги по дезинсекции отнесены к санитарно-противоэпидемическим мероприятиям и подпадают под требования к осуществлению медицинской деятельности.
Не согласившись с этим, общество обратилось в управление с жалобой на действия заказчика.
Рассмотрев жалобу общества, управление приняло решение от 01.03.2019 по делу N 2-57-2369/77-19, которым сочло ее обоснованной и признав в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 6статьи 66, части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в связи с чем выдало учреждению предписание от 01.03.2019 об устранении нарушений.
Не согласившись с управлением, учреждение оспорило решение и предписание управления в судебном порядке.
Признавая законным оспариваемое решение управления в части признания в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика нарушения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности неправомерности допуска отдельных участников к участию в аукционах ввиду представления ими ненадлежащих лицензий, установив, что представленные этими участниками лицензии позволяли их обладателям оказывать услуги по иным адресам, не указанным в документации.
В силу части 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Таким образом, как заключили суды, адреса мест осуществления медицинской деятельности должны быть приведены в лицензии. Осуществление медицинской деятельности по адресам, не указанным в лицензии, является нарушением законодательства о лицензировании, а при изменении места осуществления лицензируемой деятельности ее обладатель обязан обратиться в соответствующий орган за ее переоформлением.
Отклоняя утверждение учреждения о том, что лицензия дает право осуществлять лицензируемую деятельность по всей территории Российской Федерации, суды указали, что в силу части 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензионными требованиями являются и требования к зданиям, помещениям по определенному адресу места осуществления деятельности. Допуск лица для проведения работ в г. Москве имеющего лицензию на осуществление деятельности в ином субъекте Российской Федерации противоречит нормам лицензионного законодательства.
Соглашаясь с судами первой и апелляционной инстанций, суд округа принимает во внимание Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640 по делу N А29-2241/2017 и учитывает, что согласно части 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ переоформление лицензии в случае, предусмотренном частью 7 настоящей статьи (касающейся переоформления лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии) осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Поскольку в данном случае срок переоформления лицензии, предусмотренный частью 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, мог превышать срок начала оказания услуг по условиям государственных контрактов на оказание услуг по дезинсекционной обработке офисных помещений по закупкам N 0373500001519000024, 0373500001519000025, заключение которых являлось предметом аукционов, оснований для несогласия с выводами судов в оспариваемой учреждением части не имеется.
Довод учреждения об отсутствии в принципе возможности заключить государственные контракты по требуемым услугам по результатам аукционов отклоняется исходя из возможности заказчика сформулировать требования аукционной документации и условий проектов государственных контрактов иным образом в целях соблюдения положений законодательства.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А40-104199/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соглашаясь с судами первой и апелляционной инстанций, суд округа принимает во внимание Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640 по делу N А29-2241/2017 и учитывает, что согласно части 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ переоформление лицензии в случае, предусмотренном частью 7 настоящей статьи (касающейся переоформления лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии) осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Поскольку в данном случае срок переоформления лицензии, предусмотренный частью 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, мог превышать срок начала оказания услуг по условиям государственных контрактов на оказание услуг по дезинсекционной обработке офисных помещений по закупкам N 0373500001519000024, 0373500001519000025, заключение которых являлось предметом аукционов, оснований для несогласия с выводами судов в оспариваемой учреждением части не имеется."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2020 г. N Ф05-4660/20 по делу N А40-104199/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4660/20
26.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63272/19
04.09.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-104199/19
06.05.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-104199/19