г. Москва |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А41-43569/2019 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Каменской О.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области
на решение от 09 января 2020 года
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 30 апреля 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Министерства строительного комплекса Московской области к ООО "Деланте" о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительного комплекса Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Деланте" о взыскании штрафа по государственному контракту от 27.04.2017 N Ф.2017.130554 в размере 265 140 руб. 11 коп., пени за просрочку исполнения обязательства в размере 167 038 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.01.2020 по делу N А41-43569/19 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области от 09.01.2020, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2020 года по делу Министерство строительного комплекса Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 27.04.2017 между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) заключен государственный контракт N Ф.2017.130554 на поставку оборудования для реанимации для оснащения объекта строительства "Перинатальный центр".
Суды указали, что в соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку оборудования для реанимации для оснащения объекта строительства "Перинатальный центр" в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, инструктажу и обучению правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования специалистов, эксплуатирующих оборудование, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образом оказанные услуги.
Согласно пункту 2.2 контракта цена контракта составляет 5 302 802 руб. 28 коп.
Пунктом 3.1.1. контракта установлено, что поставщик обязан поставить оборудование в строгом соответствии с условиями контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В силу пункта 5.1 контракта поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии с планом распределения (приложение N 3 к контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в течение 14 календарных дней с даты заключения контракта.
Фактической датой поставки считается дата, указанная в пункте 8 акта приема-передачи оборудования (пункт 5.2 контракта).
Согласно пункту 5.3 контракта при поставке оборудования поставщик представляет следующие документы: а) копию регистрационного удостоверения на оборудование, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения; б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) оборудования на русском языке; в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке (форма ТОРГ-12); г) акт приема-передачи оборудования (приложение N 4 к контракту) в двух экземплярах (один экземпляр для заказчика и один экземпляр для поставщика), подписанного поставщиком) гарантию производителя на оборудование, срок действия которой указан в пункте 8.4 контракта, оформленную в виде отдельного документа; е) гарантию поставщика на оборудование, срок действия которой указан пунктом 8.4 контракта, оформленную в виде отдельного документа; ж) копию документа, подтверждающего соответствие оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями).
Пунктом 6.1 контракта предусмотрено, что приемка доставленного и разгруженного оборудования осуществляется в ходе передачи оборудования заказчику в месте доставки и включает в себя следующее: а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного оборудования на соответствие спецификации (приложение N 1 к контракту) и техническим требованиям (приложение N 2 к контракту); б) проверку полноты и правильности оформления документов, указанных в пункте 5.3 контракта; в) контроль наличия / отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки оборудования; г) проверку комплектности и целостности поставленного оборудования. Приемка оборудования осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. По факту приемки оборудования по каждому месту доставки поставщик и заказчик подписывают акт приема-передачи оборудования (приложение N 4 к контракту).
В соответствии с пунктом 6.2 договора для проверки поставленных поставщиком результатов поставки, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик при приемке оборудования проводит экспертизу оборудования в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона N 44-ФЗ. Экспертиза проводится силами заказчика.
Согласно пункту 6.3 контракта заказчик осуществляет приемку оборудования и подписывает акт приема-передачи оборудования (приложение N 4 к контракту), один экземпляр которого направляет поставщику, в течение пяти дней со дня получения документов, указанных в пункте 5.3 контракта, либо в этот же срок направляет поставщику в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
По результатам приемки оказанных услуг по каждому месту доставки поставщик и заказчик в срок, указанный в пункте 7.6 контракта, оформляют акт ввода в эксплуатацию оборудования, оказания услуг по инструктажу и обучению правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования специалистов (приложение N 5 к контракту) либо в этот же срок заказчик направляет поставщику в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения (пункт 7.8 контракта).
На основании пункта 11.6 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Согласно пункту 11.7 штраф начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, в фиксированной сумме в размере 265 140 руб. 11 коп.
Вместе с тем истец ссылается на то, что по результатам проверки, проведенной Главным контрольным управлением Московской области, выявлено ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств в рамках контракта, а именно: по акту от 23.05.2017 был осуществлен возврат поставленного оборудования, не соответствующего условиям контракта; допущена просрочка исполнения обязательств, поскольку фактически оборудование было поставлено и введено в эксплуатацию 25.05.2017.
Ссылаясь на то, что ответчик ненадлежащим образом исполнил взятые на себя обязательства по контракту, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из нижеследующего.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пункты 1 и 2 статьи 525 ГК РФ устанавливают, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Статья 526 ГК РФ предусматривает, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Пункт 1 статьи 531 ГК РФ регламентирует, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.
Как следует из положений статьи 513 ГК РФ, покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
При этом как следует из пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Суды установили, что истцом и ответчиком 28.04.2017 подписаны акты приема-передачи оборудования и ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по инструктажу и обучению правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования специалистов, которые были подписаны указанными лицами без замечаний, их подписи скреплены печатями.
Согласно акту приема-передачи оборудования от 28.04.2017 поставщик поставил, а заказчик принял оборудование согласно спецификации (приложение N 1 к контракту) - аппарат для приготовления и смешивания растворов в стерильных условиях.
Приемка оборудования произведена следующим образом: а) проверка по упаковочным листам номенклатуры поставленного оборудования на соответствие спецификации (приложение N 1 к контракту) и техническим требованиям (приложение N 2 к контракту); б) проверка полноты и правильности оформления документов, указанных в пункте 5.3 контракта; в) контроль наличия / отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки оборудования; г) проверка комплектности и целостности поставляемого оборудования.
Фактически поставка осуществлена 28.04.2017, недостатки оборудования не выявлены.
Согласно акту ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по инструктажу и обучению правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования специалистов от 28.04.2017 поставщик осуществил сборку, установку, монтаж и ввод оборудования в эксплуатацию. Перечень работ по вводу в эксплуатацию оборудования: сборка, установка, монтаж. Результаты испытаний оборудования: оборудование готово к эксплуатации. Оборудование находится в рабочем состоянии и отвечает техническим требованиям контракта.
Заказчик к установленному и введенному в эксплуатацию оборудованию претензий не имеет. Заключение по результатам экспертизы поставленного оборудования прилагается.
Поставщиком проведен инструктаж и обучение правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования. Инструктаж и обучение правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования специалистов проведен в соответствии с порядком обучения и инструктажа, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) оборудования. В результате проведенного инструктажа и обучения правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования специалисты могут самостоятельно эксплуатировать оборудование, проводить его техническое обслуживание в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) оборудования.
Фактически услуги оказаны 28.04.2017.
Суды пришли к правильному выводу, что из указанных выше актов следует, что при передаче товара были проведены необходимые мероприятия по проверке поставленного оборудования, передана необходимая документация, проведен инструктаж и обучение специалистов, претензий к поставщику нет.
Данное обстоятельство также подтверждается отсутствием мотивированного отказа заказчика от подписания названных актов приема-передачи оборудования, в котором были бы указаны недостатки и сроки их устранения, что предусмотрено пунктами 6.3 и 7.6 контракта.
После завершения исполнения контракта, произведена замена товара, который ранее эксплуатировался получателем, в связи с чем сторонами подписаны акты приема-передачи и ввода в эксплуатацию оборудования.
Данные обстоятельства подтверждены актом на возврат оборудования от 23.05.2017. Вместе с тем данный акт содержит отметку о том, что недостатки оборудования не выявлены.
Ответчиком незамедлительно произведена замена оборудования, что подтверждается актами приема-передачи оборудования и актом ввода в эксплуатацию оборудования от 25.05.2017.
Суды пришли к выводу, что из указанных актов следует, что товар возвращен не по причине каких-либо недостатков, качественный товар фактически заменен на другой такой же без просрочек и промедлений, что свидетельствует о том, что первоначально ответчик исполнил все взятые на себя обязательства своевременно и в полном объеме, что также подтверждено указанными документами, подписанными истцом без замечаний и возражений.
Поскольку истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения обязательств по контракту ответчиком, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы истца, указавшего на наличие безусловных оснований для отмены решения - рассмотрение дела без привлечения к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГБУ здравоохранения Московской области "Наро-Фоминский перинатальный центр" были предметом оценки судов и правомерно отклонены.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неверном толковании норм процессуального права и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.01.2020, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2020 года по делу N А41-43569/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Каменская О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
При этом как следует из пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2020 г. N Ф05-11389/20 по делу N А41-43569/2019