г. Москва |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А40-252594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 29.07.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - Клычтаганов Б.А. по доверен. от 21.05.2020,
рассмотрев 23 июля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Фармстандарт"
на решение от 18 декабря 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 февраля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-252594/19,
по заявлению акционерного общества "Фармстандарт"
к Московской областной таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Фармстандарт" (далее - заявитель, АО "Фармстандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, МОТ, таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2019 N 10013000-1980/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2020 года, в удовлетворении заявления отказано.
АО "Фармстандарт" подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 (с учетом Протокола от 10.10.2018) не распространяется на правоотношения, связанные с оборотом фармацевтической субстанции дротаверина между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В письменном отзыве на кассационную жалобу таможня указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель общества доводы жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным, представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что решение и постановление подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.04.2019 на Лобненский таможенный пост МОТ поступило письмо АО "Фармстандарт" от 10.04.2019 N 489, которым АО "Фармстандарт" предоставило в МОТ статистическую форму учета перемещения товаров, согласно которой в марте 2019 года АО "Фармстандарт" переместило в адрес ОАО "БЗМП" (222518, Беларусь, Борисов, ул. Чапаева д. 64) товар "фармацевтическая субстанция дротаверина гидрохлорид, серия NKY-DH-20171219", по счету-фактуре N 6201000134 от 12.03.2019, договор N IS-64-CZ-10/19 от 14.02.2019 в количестве 400,00 кг, общей стоимостью 34000,00 долларов США. Данный товар классифицируется кодом 2933499000 ТНВЭД ЕАЭС.
Указанный товар "фармацевтическая субстанция дротаверина гидрохлорид, серия NKY-DH-20171219" задекларирован не был.
Таможенный орган полагает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 12.01.2007 в редакции протокола от 10.10.2018 "О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов" от 12 января 2007 года в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.
В действиях АО "Фармстандарт" таможней установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП России.
23.05.2019 главным государственным таможенным инспектором Лобненского таможенного постав МОТ С.А. Лыковым возбуждено дело об административном правонарушении N 10013000-1980/2019 в отношении АО "Фармстандарт" по части 1 статьи 16.2 КоАП России.
23.08.2019 в отношении АО "Фармстандарт" был составлен протокол об административном правонарушении, содержащий выводы о наличии оснований для привлечения АО "Фармстандарт" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
03.09.2019 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном нарушении N 10013000-1980/2019 от 03.09.2019.
В соответствии с постановлением обществу вменяется совершение правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 16.2 КоАП РФ по факту недекларирования товара "фармацевтическая субстанция дротаверина гидрохлорид, серия NKY-DH-20171219", вывезенного из Российской Федерации в Республику Беларусь в марте 2019 года с назначением административного штрафа в размере стоимости вывезенного товара, что составляет 1 123 297 рублей 10 копеек.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, АО "Фармстандарт" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным привлечение к административной ответственности, исходили из того, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (Москва, 12 января 2007 года) с учетом статуса товаров классифицируемых в товарной группе 29 ТН ВЭД ЕАЭС, установило обязанность по их таможенному декларированию, придав при этом правоотношениям, связанным с вывозом таких товаров из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС, внешнеэкономический характер, в связи с чем АО "Фармстандарт" в период с 12.03.2019 по 14.03.2019 не задекларировало товар, который в соответствии с пунктом 3 статьи 1.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (Москва, 12 января 2007 года), подлежит декларированию.
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует недекларирование товара (или его части), перемещаемого через таможенную границу.
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с указанным Кодексом.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование представляет собой заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товара.
Частью 7 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусмотрено, что вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1.1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 (в редакции Протокола о внесении изменений от 10.10.2018) в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 1.1 названного Соглашения запрещается вывоз из Российской Федерации в Республику Беларусь российских нефти и иных товаров согласно Перечню кодов товаров ТН ВЭД ЕАЭС, являющемуся приложением к настоящему Соглашению, а именно: 2709 00 - 2715 (за исключением 2711 21 000 0), 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 0 - 2902 44 000 0, за исключением нефти сырой и нефтепродуктов в объемах, предусмотренных индикативными балансами; товаров в объемах, предусмотренных протоколами, согласно пунктам 3 и 6 статьи 1 настоящего Соглашения.
Из системного толкования правовых положений указанного Соглашения следует, что не вся 27 и 29 группа товаров подлежит декларированию.
Код 2933 49 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, по которому классифицируется рассматриваемый в данном деле товар "фармацевтическая субстанция дротаверина гидрохлорид", не поименован в указанном Соглашении.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" (далее - постановление N 529) таможенному декларированию (как если бы товары вывозились за пределы ЕАЭС, но без уплаты таможенных платежей, включая сборов за таможенные операции) подлежат товары при их вывозе в страны ЕАЭС, классифицируемые в соответствии со следующими кодами ТН ВЭД ЕАЭС: 2709 00; 2710; 2711; 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0); 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0.
Код товара 2933 49 900 0 также не включен постановлением N 529 в перечень кодов товаров, вывоз которых с территории России в Республику Беларусь должен сопровождаться обязательной подачей таможенному органу декларации на товары.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.10.2018 N 2166-р одобрен Протокол о внесении изменений в Соглашение и иные условия декларирования не установлены.
Таким образом, положения Соглашения от 12.01.2007 в редакции Протокола от 10.10.2018 не распространяются на правоотношения, связанные с оборотом фармацевтической субстанции дротаверина гидрохлорид между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 при вывозе с территории России товаров в страны ЕАЭС в таможенные органы подается статистическая форма не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена их отгрузка. Статистическая форма содержит информацию о вывозимых товарах (наименование, код, количество и прочее).
Как указывалось выше, судами установлено, что АО "Фармстандарт" предоставило в Московскую областную таможню статистическую форму учета перемещения товаров, т.е. исполнило требование законодательства об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329.
В связи с отсутствием у общества обязанности по декларированию спорного товара на основании пункта 3 статьи 1.1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 (в редакции Протокола о внесении изменений от 10.10.2018), выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, являются незаконными и необоснованными.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
На основании изложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.
Поскольку установления по делу фактических обстоятельств не требуется, суд округа кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ вынести новый судебный акт, признать незаконным и отменить постановление Московской областной таможни от 03.09.2019 N 10013000-1980/2019 о привлечении АО "Фармстандарт" к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2020 года по делу N А40-252594/19 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Московской областной таможни от 03.09.2019 N 10013000-1980/2019 о привлечении АО "Фармстандарт" к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с отсутствием у общества обязанности по декларированию спорного товара на основании пункта 3 статьи 1.1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 (в редакции Протокола о внесении изменений от 10.10.2018), выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, являются незаконными и необоснованными.
...
Поскольку установления по делу фактических обстоятельств не требуется, суд округа кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ вынести новый судебный акт, признать незаконным и отменить постановление Московской областной таможни от 03.09.2019 N 10013000-1980/2019 о привлечении АО "Фармстандарт" к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2020 г. N Ф05-7936/20 по делу N А40-252594/2019