город Москва |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А41-83743/19 |
Арбитражный суд Московского округа в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заинтересованного лица - ООО "Радуга звуков" на решение от 06 декабря 2019 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 25 марта 2020 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятые в порядке упрощенного производства по делу N А41-83743/19
по заявлению Прокуратуры города Королева
о привлечении к административной ответственности
к ООО "Радуга звуков",
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Королева (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "Радуга звуков" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2019 года (резолютивная часть решения от 25.11.2019) ходатайство общества об объединении настоящего дела и дела N А41-83745/19 отклонено в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40.000 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Радуга звуков" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области (ОГРН 1145050003614).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах.
Для осуществления своей деятельности общество в соответствии с условиями договора от 15.08.2014 N 1 арендует у ООО "ВЭСТ-ПЛЮС" нежилое помещение, расположенное на первом этаже в здании по адресу: г. Королев, проспект Космонавтов, д. 27, помещение IX.
27.08.2019 на основании решения от 26.08.2019 N 8 Прокуратурой в отношении общества проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере оказания медицинских услуг, соблюдения прав инвалидов, а также соблюдения законодательства об отдельных видах лицензируемой деятельности.
В ходе проверки Прокуратурой установлено, что обществом по адресу: г. Королев, проспект Космонавтов, д. 27, организована работа слухового центра, осуществляющего деятельность по подбору и продаже слуховых аппаратов, их индивидуальной настройки и проверке слуха обратившихся граждан, что подтверждается объяснениями директора обособленного подразделения общества, объяснениями генерального директора общества - Климачева М.И. и актом проверки от 27.08.2019.
В помещении по указанному адресу сотрудниками центра для измерения слуха используется диагностический поликлинический аудиометр, предназначенный для измерения порогов слышимости по воздуху и кости, маскировки и проведения надпороговых сигналов. Помимо прочего, в центре осуществляется настройка слуховых аппаратов через универсальный программный интерфейс для подключения слуховых аппаратов к компьютеру.
По поручению Прокуратуры 06.09.2019 сотрудниками УМВД России по г.о. Королев по вышеуказанному адресу проведена проверка, в ходе которой подтвержден факт оказания на постоянной основе медицинских услуг по подбору и продаже слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и проверке слуха обратившихся граждан без соответствующего разрешения (лицензии), что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 06.09.2019, актом проверочной закупки от 06.09.2019, объяснениями акустика-специалиста слухового центра, а также фотоматериалом.
По факту выявленного правонарушения Прокуратурой вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела в отношении юридических лиц об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
По смыслу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ), а медицинское вмешательство представляет собой выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) определено, что лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ, медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, определяет Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291).
Пунктом 3 Положения N 291 определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Приложение содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включены работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н утверждена "Номенклатура медицинских услуг" (далее - Номенклатура).
Раздел "A" Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение (пункт 3 Номенклатуры).
В указанном разделе содержатся позиции А23.25.001 - подбор слухового аппарата и А23.25.004 - настройка слухового аппарата.
Исходя из понятия медицинского изделия, приведенного в части 1 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, которым являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека, слуховой аппарат, будучи звукоусиливающим прибором, применяющимся по медицинским показаниям при различных формах нарушений слуха, следует считать медицинским изделием.
Слуховые аппараты как вид медицинского изделия включены в Номенклатурную классификацию медицинских изделий по видам, утвержденную приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ.
В силу пункта 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденного приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н (далее - Порядок N 178н), медицинская помощь по профилю "сурдология-оториноларингология" включает в себя профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, в том числе при проведении аудиологического скрининга среди детей первого года жизни, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение и включающую в том числе замену речевого процессора по истечении 5 лет со дня предшествующей установки пациенту речевого процессора системы кохлеарной имплантации.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-сурдологом-оториноларингологом в медицинских организациях либо их структурных подразделениях, в том числе в Центре реабилитации слуха (сурдологическом центре), при самостоятельном обращении пациента либо по направлению врача-оториноларинголога или врача-терапевта участкового (врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) (пункт 8 Порядка N 178н).
Стандарт оснащения сурдологического кабинета медицинской организации включает компьютер с принтером и программой для подбора и настройки слуховых аппаратов, возможностью установки программы для настройки речевых процессоров систем кохлеарной имплантации (приложение N 3 к Порядку N 178н).
Стандарт оснащения центра реабилитации слуха (сурдологического центра) включает компьютер с принтером и программой для подбора и настройки слуховых аппаратов, возможностью установки программы для настройки речевых процессоров систем кохлеарной имплантации в требуемом количестве 1 на должность врача-сурдолога-оториноларинголога (приложение N 6 к Порядку N 178н).
Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст (далее - ОКЗ), определено, что специалисты по развитию и восстановлению речи (код ОКЗ 2266), а именно: врач сурдолог-оториноларинголог и врач сурдолог-протезист, занимаются диагностикой, ведением и лечением физических нарушений, влияющих на слух и речь человека. В их обязанности входит: оценка показателей слуха и речи пациентов для выяснения характера нарушений слуха и коммуникации; проведение испытаний органов слуха или речи или проведение других испытаний с использованием специализированных диагностических инструментов и оборудования, а также анализ испытаний наряду с другими медицинскими, социальными и поведенческими диагностическими данными для определения надлежащих курсов лечения; назначение слуховых аппаратов и других протезов в соответствии с потребностями пациента, а также консультирование пациента по вопросам их применения.
В статье 4 Федерального закона N 323-ФЗ закреплены основные принципы охраны здоровья, к которым отнесены, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.
Отнесение услуг по подбору слухового аппарата (код услуги - A23.25.001) и настройке слухового аппарата (код услуги - A23.25.004) к медицинским и включение их в Номенклатуру направлено на обеспечение дополнительных гарантий приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
Таким образом, суды правомерно заключили, что деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам по их пользованию осуществляется врачом-сурдологом, проводящим осмотр пациента, диагностику степени и характера нарушений слуха, подбор (включая изготовление ушного вкладыша), настройку слуховых аппаратов, и требует получения лицензии на медицинскую деятельность.
Кроме того, требования положения профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 N 226н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" (далее - Профессиональный стандарт), предусматривают следующие группы знаний: 3211 - техники по обслуживанию медицинского оборудования; 5223 - продавцы и помощники продавцов магазинов, а также предъявляет следующие требования к образованию и обучению специалистов: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена.
К трудовым функциям специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустика) разделом II Профессионального стандарта отнесены: тестирование и анализ проблем со слухом и восприятием речи у гражданина; выбор схемы слухопротезирования и модели слухового аппарата гражданину; первичная настройка и оперативный сервис слухового аппарата; предпродажная подготовка (индивидуальная комплектация) слуховых аппаратов, обучение гражданина и разработка плана реабилитации, оформление документов розничной реализации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что наименование трудовых функций специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустика) лишь частично совпадает с наименованием медицинских услуг, содержащихся в разделе II Номенклатуры.
Специалисты в области слухопротезирования (сурдоакустики) - это техники по обслуживанию медицинского оборудования (код ОКЗ 3211) и продавцы (помощники продавцов) магазинов (код ОКЗ 5223), которые осуществляют консультирование пациента по эксплуатации технического средства реабилитации слуха, занимаются подбором размера, цвета слухового аппарата, емкостей элементов питания, определяют конфигурацию ушного вкладыша и/или корпуса слухового аппарата, а также материал для его изготовления, проводят примерку оборудования, знакомят пациента с дополнительными аксессуарами.
В Профессиональном стандарте реализована модель компетенций специалиста, которая достаточна для выполнения всех работ по слухопротезированию только в составе сурдологических кабинетов и/или центров, имеющих лицензию на оказание медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология".
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, как правомерно отметили суды, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, судами не нарушен, с учетом требований статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ, административное наказание назначено судами в пределах санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы общества с учетом установленных судами фактических обстоятельств выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2020 года по делу N А41-83743/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Радуга звуков" - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
...
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, судами не нарушен, с учетом требований статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ, административное наказание назначено судами в пределах санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2020 г. N Ф05-10369/20 по делу N А41-83743/2019