г. Москва |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А40-291054/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 29.07.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.,
судей Крекотнева С.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев 23.07.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение от 14.10.2019
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 27.01.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Коми
к публичному акционерному обществу (ПАО) "Газпром"
об обязании сдать лесные участки земель лесного фонда по акту приемапередачи и обязании заключить новые договоры аренды,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Газпром
инвест"
УСТАНОВИЛ: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО "Газпром" об обязании сдать лесные участки земель лесного фонда, переданные по договорам аренды от 27.08.2009 N С0990507/45/09-АЗ, от 27.08.2009 N С0990507/46/09-АЗ, от 02.09.2009 N С0990507/47/09-АЗ, от 21.12.2009 N С0990507/48/09-АЗ, от 21.12.2009 N С0990507/69/09-АЗ, от 25.12.2009 N С0990507/70/09-АЗ, от 29.12.2009 N С0990507/71/09-АЗ, от 17.03.2010 N С0990507/10/10-АЗ, от 25.03.2010 N С0990507/11/10-АЗ, от 27.05.2010 N С0990507/16/10-АЗ, от 27.05.2010 N С0990507/17/10-АЗ, от 27.05.2010 N С0990507/18/10-АЗ, от 27.05.2010 N С0990507/19/10-АЗ, от 06.08.2010 N С0990507/27/10-АЗ, от 19.08.2010 N С0990507/28/10-АЗ, от 15.11.2010 N С0990507/57/10-АЗ, от 22.03.2011 N С0990507/10/11-АЗ, от 08.08.2011 N С0990507/24/11-АЗ, от 16.03.2012 N С0990507/21/12-АЗ, от 13.12.2012 N С0990507/57/12-АЗ, от 13.12.2012 N С0990507/58/12-АЗ, от 03.04.2013 N С0990507/7/13-АЗ, от 14.11.2013 N С0990507/44/13-АЗ по акту приема-передачи, в состоянии и в качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства и с проведенными мерами по технической и биологической лесной рекультивации, об обязании заключить новые договоры аренды на данные лесные участки по ранее действовавшим 23 договорам (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Газпром инвест".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минприроды Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 14.10.2019 и постановление от 27.01.2020 отменить, принять новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суд первой и апелляционной инстанций неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
От Минприроды Республики Коми поступило ходатайство о приобщении дополнительных материалов и сведений в дело, которое подлежит отклонению, поскольку суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по сбору, исследованию и оценке доказательств; указанные в ходатайстве документы подлежат возврату заявителю. Поскольку ходатайство о приобщении дополнительных документов к кассационной жалобе поступило в электронном виде, бумажный носитель с текстом копий письменных доказательств возврату не подлежит.
ПАО "Газпром" представлен отзыв на кассационную жалобу, который не приобщен к материалам дела в связи с отсутствием доказательств его заблаговременного направления в суд и лицам, участвующим в деле. Фактически отзыв на кассационную жалобу, поступивший в электронном виде, ответчику не возвращается.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суд установил, что между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) в лице ЗАО "Ямалгазинвест" заключены договоры аренды лесного участка N С0990507/45/09-АЗ от 27.08.2009, дополнительное соглашение от 30.10.2012, зарегистрированные в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми соответственно 25.06.2010 за номером 11-11-12/009/2010-499 и 26.04.2013 за номером 11-11-12/020/2013-409, дополнительное соглашение N 2 от 18.07.2014; N С0990507/46/09-АЗ от 27.08.2009 и дополнительное соглашение от 30.10.2012, зарегистрированные в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми соответственно 25.06.2010 за номером 11-11-12/014/2010-754 и 25.04.2013 за номером 11-11-12/020/2013-407, дополнительное соглашение N2 от 18.07.2014; N С0990507/47/09-АЗ от 02.09.2009 и дополнительное соглашение от 30.10.2012, зарегистрированные в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми соответственно 25.06.2010 за номером 11-11-12/009/2010-501 и 26.04.2013 за номером 11-11- 12/020/2013-412, дополнительное соглашение N2 от 18.07.2014; NС0990507/48/09-АЗ от 21.12.2009, дополнительное соглашение N2 от 01.11.2012 и дополнительное соглашение N1 от 01.04.2013, зарегистрированные в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми соответственно 17.08.2010 за номером 11-11-12/009/2010-542, 26.04.2013 за номером 11-11-12/020/2013-413 и 31.08.2013 за номером 11-11-12/022/2013-363, дополнительное соглашение N3 от 18.07.2014; NС0990507/69/09-АЗ от 21.12.2009, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 17.08.2010 за номером 11-11-12/009/2010-545, дополнительное соглашение N1 от 13.01.2012, дополнительное соглашение N3 от 01.11.2012, зарегистрированное 26.04.2013 за номером 11-11-12/020/2013-414, дополнительное соглашение N1 от 01.04.2013, зарегистрированное 31.08.2013 за номером 11-11-12/022/2013-363, дополнительное соглашение N4 от 18.07.2014; N С0990507/70/09-АЗ от 25.12.2009, дополнительное соглашение N2 от 15.12.2011, дополнительное соглашение N3 от 30.12.2011, дополнительное соглашение N4 от 18.09.2012, дополнительное соглашение N5 от 11.09.2013 и дополнительное соглашение N6 от 23.06.2014; N С0990507/71/09-АЗ от 29.12.2009,зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 17.08.2010 за номером 11-11-12/009/2010-544, дополнительное соглашение N1 от 18.07.2014; NС0990507/10/10-АЗ от 17.03.2010 года, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 16.12.2010 за номером 11-11-12/036/2010-143, дополнительное соглашение N1 от 20.01.2015; N С0990507/11/10-АЗ от 25.03.2010, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 16.12.2010 за номером 11-11-12/036/2010-142, дополнительное соглашение N1 от 20.01.2015; N С0990507/16/10-АЗ от 27.05.2010 года, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 19.02.2011 за номером 11-11-12/002/2011-048, дополнительное соглашение N1 от 20.01.2015, зарегистрированный 30.09.2015 за номером 11-11/020- 11/020/2015/001-10285/1; N С0990507/17/10-АЗ от 27.05.2010, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 19.02.2011 за номером 11-11-12/002/2011-045, дополнительное соглашение N1 от 20.01.2015, зарегистрированный 30.09.2015 за номером 11-11/012-11/020/2015-10283/1; N С0990507/18/10-АЗ от 27.05.2010, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 19.02.2011 за номером 11-11-12/002/2011-047, дополнительное соглашение N1 от 11.03.2014, дополнительное соглашение N2 от 20.01.2015, зарегистрированный 30.09.2015 за номером 11-11/012-11/020/2015-10284/1; N С0990507/19/10-АЗ от 27.05.2010 и дополнительное соглашение N1 от 13.01.2012, зарегистрированные в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми соответственно 19.01.2011 за номером 11-11-12/036/2010-352 и 30.11.2012 за номером 11-11-12/039/2012-280, дополнительное соглашение N2 от 20.01.2015, зарегистрированный 29.09.2015 за номером 11-11/015-11/020/001/2015-10282/1; N С0990507/27/10-АЗ от 06.08.2010 года, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 30.08.2011 за номером 11-11- 12/002/2011-806; N С0990507/28/10- АЗ от 19.08.2010 года, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 11.05.2011 за номером 11-11-12/002/2011-613; N С0990507/57/10- АЗ от 15.11.2010, дополнительное соглашение N1 от 15.11.2011, дополнительное соглашение N2 от 24.10.2012, дополнительное соглашение N3 от 02.07.2013, дополнительное соглашение N4 от 23.06.2014; N С0990507/10/11-АЗ от 22.03.2011, дополнительное соглашение N1 от 29.02.2012, дополнительное соглашение N2 от 14.01.2013 и дополнительное соглашение N3 от 12.12.2013, дополнительное соглашение N4 от 20.01.2015; N С0990507/24/11-АЗ от 08.08.2011, дополнительное соглашение N1 от 16.03.2012, дополнительное соглашение N2 от 28.03.2013 и дополнительное соглашение N3 от 18.02.2014, дополнительное соглашение N4 от 20.01.2015; N С0990507/21/12-АЗ от 16.03.2012, дополнительное соглашение N1 от 25.01.2013, дополнительное соглашение N2 от 12.12.2013, дополнительное соглашение N3 от 24.12.2014; NС0990507/57/12-АЗ от 13.12.2012, дополнительное соглашение N1 от 11.09.2013, дополнительное соглашение N2 от 23.06.2014; N С0990507/58/12-АЗ от 13.12.2012, дополнительное соглашение N 1 от 11.09.2013, дополнительное соглашение N 2 от 23.06.2014, дополнительное соглашение N3 от 01.08.2014, дополнительное соглашение N 4 от 04.12.2014; N С0990507/7/13-АЗ от 03.04.2013, дополнительное соглашение N1 от 12.12.2013; N С0990507/44/13-АЗ от 14.11.2013 дополнительное соглашение N1 от 23.06.2014.
Указом главы Республики Коми от 03.11.2015 N 115 Комитет лесов Республики Коми присоединен к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Указом главы Республики Коми от 17.10.2016 N 123 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101481670) присоединено к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
Указом главы Республики Коми от 26.06.2017 N 55 Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми реорганизовано путем выделения из него Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027).
Согласно пункту 10.1 договора договор аренды лесного участка прекращается по истечении срока действия и исполнения пункта 6.4.5 договора.
В пункте 6.4.5 после окончания срока действия настоящего договора арендатор обязан передать лесной участок земель лесного фонда арендодателю в состоянии и в качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства и с проведенными мерами по технической и биологической лесной рекультивации.
В обоснование исковых требований истец ссылается на истечение сроков вышеуказанных договоров, а также на то, что арендатор данные лесные участки земель лесного фонда не сдал, заявление на заключение нового договора аренды на лесные участки не предоставил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Установив, что возврат арендатором лесных участков полностью или в части повлечет невозможность эксплуатации линейного объекта в целом, создаст риск его уничтожения, чем будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - потребителей газа; объекты построены на законных основаниях, с согласия истца, на предоставленных им лесных участках, они необходимы для газоснабжения Российской Федерации и служат для достижения социально значимых целей; эксплуатация объектов невозможна при возврате лесных участков; отсутствие доказательств того, что между сторонами было достигнуто соглашение о передаче на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора аренды в отношении спорных земельных участков, суд в соответствии со статьями 271, 309, 310, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд исходил из того, что принятые в эксплуатацию объекты входят в Единую систему газоснабжения - имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 31.03.1991 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
В определении от 19.07.2016 N 18-КГ16-61 Верховный Суд Российской Федерации указал, что раздел линейных объектов в натуре невозможен без изменения их назначения. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (статьи. 133, 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответственно, составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
Наземные объекты не входят в перечень объектов, эксплуатация которых возможна без договора (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А40-291054/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минприроды Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 14.10.2019 и постановление от 27.01.2020 отменить, принять новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение.
...
В определении от 19.07.2016 N 18-КГ16-61 Верховный Суд Российской Федерации указал, что раздел линейных объектов в натуре невозможен без изменения их назначения. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (статьи. 133, 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответственно, составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
Наземные объекты не входят в перечень объектов, эксплуатация которых возможна без договора (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2020 г. N Ф05-8224/20 по делу N А40-291054/2018