г. Москва |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А40-174520/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев 23 июля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 11 ноября 2019 года,
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 04 февраля 2020 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-174520/19,
по заявлению открытого акционерного общества "Центр комплектации учебных заведений"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центр комплектации учебных заведений" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЦКУЗ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным решения Управления, оформленное уведомлением от 20.05.2019 г. N 77/009/269/2019-1219 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно распоряжению ТУ ФАУФИ по г. Москве от 30.12.2005 N 1986 и передаточного акта от 30 декабря 2005 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом передало обществу земельный участок с кадастровым номер 77:02:0015011:21 площадью 14 140 кв. м, входящий в состав приватизируемого имущественного комплекса.
Факты, связанные с приватизацией имущественного комплекса ОАО "ЦКУЗ", включая земельные участки, на которых находятся здания и сооружения, переданные ОАО "ЦКУЗ" при приватизации федерального имущества, нашли свое подтверждение при рассмотрении в Арбитражном суде города Москвы дел N А40-132413/12-94-6, N А40-132418/12-94-4 с участием представителей ДЗР (ДИГМ) и Правительства Москвы.
Далее ОАО "ЦКУЗ" обратилось в суд за подтверждением права собственности на спорные земельные участки, а также сооружения, расположенные на них, в судебном порядке.
Судебными актами, вступившими в законную силу, по делу N А40-142996/16, установлено право собственности ОАО "ЦКУЗ" на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21, площадью 14 140 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, пр-д Серебрякова, вл. 14Г.
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12 декабря 2013 года N 12434 земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2124 площадь 1100 +/- 12 кв. м был образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:21 площадью 14 140 кв. м. с сохранением в измененных границ и изъят у собственника.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года по делу N А40-119929/17 восстановлено положение земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:21 площадью 14140 кв. м +/- 40 кв. м, местоположение: г. Москва, проезд Серебрякова, вл. 14 г., принадлежащего обществу на праве собственности, в положение и границах, существовавших до нарушения права.
06 октября 2018 года ОАО "ЦКУЗ" обратилось в Управление за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21.
Письмом от 19 февраля 2019 года N 77/009/269/2019-1219 Управление уведомило о приостановлении совершения заявленных регистрационных действий, поскольку Департамент городского имущества города Москвы сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:2124 площадь 1100+/-12 кв. предоставлен в аренду, а также указанный договор аренды является действующим.
07 февраля 2019 года Девятый Арбитражный апелляционный суд вынес определение о разъяснении постановления от 19 июля 2018 года по делу N А40-119929/17, в соответствии с которым, судом указано, что самовольно выделенный Департаментом городского имущества г. Москвы земельный участок образован путем совершения незаконных действий с ранее сформированным земельным участком и передан в отсутствие правовых оснований в аренду ОАО "РЖД", право собственности на который, признано вступившим в законную силу решением суда за истцом.
Письмом от 20 мая 2019 года N 77/009/269/2019-1219 Управление уведомило ОАО "ЦКУЗ" об отказе в государственной регистрации права собственности земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21, с мотивировкой, что ответ на запрос о подтверждении подлинности определения от 07 февраля 2019 года о разъяснении постановления от 19 июля 2018 года по делу N А40-119929/17 из Девятого арбитражного апелляционного суда в адрес Управления не поступил.
Полагая, что данное решение является незаконным, заявитель обратился в суд.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что заявитель фактически владеет спорным земельным участком с кадастровым номером 77:02:0015011:21, учитывая, что действия Департамента городского имущества города Москвы по разделу земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:21 признаны незаконными, данный участок в аренду не передавался, принимая во внимание обязательность судебных актов, принятых в отношении спорного земельного участка, пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2020 года по делу N А40-174520/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 20 мая 2019 года N 77/009/269/2019-1219 Управление уведомило ОАО "ЦКУЗ" об отказе в государственной регистрации права собственности земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015011:21, с мотивировкой, что ответ на запрос о подтверждении подлинности определения от 07 февраля 2019 года о разъяснении постановления от 19 июля 2018 года по делу N А40-119929/17 из Девятого арбитражного апелляционного суда в адрес Управления не поступил.
...
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2020 г. N Ф05-11441/20 по делу N А40-174520/2019