город Москва |
|
07 августа 2020 г. |
Дело N А41-87932/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "САНЭМ": Пыркина В.А. (дов. N 01/09 от 17.09.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Красногорск Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 04 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2020 г.,
по делу N А41-87932/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САНЭМ"
к Администрации городского округа Красногорск Московской области
о признании незаконными отказов,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "САНЭМ" (далее - ООО "САНЭМ", общество, заявитель) является собственником нежилого здания торгово-бытового комплекса с кадастровым номером 50:11:0030204:422, площадью 954,8 кв.м. (с учетом этажности здания), расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, р.п. Нахабино, ул. Вокзальная, д. 40.
Вышеуказанное здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0030204:239, 50:11:0030204:165 (далее - земельные участки), которые находятся в аренде у общества на основании договоров аренды земельных участков (от 02 марта 2017 г. N 19 и от 13 июля 2018 г. N 261), заключенных с Администрацией городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация).
Участки имеют вид разрешенного использования - под размещение торгово-бытового центра, установленный постановлением Администрацией городского округа Красногорск Московской области от 03 октября 2012 г. N 407/113 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих ООО "САНЭМ", расположенных по адресу: Московская область, г. Красногорск, р.п. Нахабино, ул. Вокзальная, д. 38.
С целью выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0030204:239, 50:11:0030204:165 ООО "САНЭМ" обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность за плату без проведения торгов.
03 июля 2019 г. Администрацией были приняты решения N Р001-1003244093-23657240 и N Р001-1003244093-23656018 об отказе ООО "САНЭМ" в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", поскольку согласно заключениям Комитета архитектуры и градостроительства Московской области (далее - Главархитектура МО) N ГЗ-СМЭВЗ-150606172 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030204:165) и N ГЗ-СМЭВЗ-150605518 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030204:239) земельные участки частично расположены в зоне планируемой общественной застройки (участок 18 территория объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения) в соответствии с Проектом планировки жилого микрорайона "Центральный" в р.п. Нахабино, утвержденным постановлением Главы Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 23 ноября 2009 г. N 2357/11.
Считая свои права нарушенными, ООО "САНЭМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконными отказов от 03 июля 2019 г. N Р001-1003244093-23657240 и N Р001-1003244093-23656018 в предоставление в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0030204:165, 50:11:0030202:239 и об обязании Администрации направить в адрес ООО "САНЭМ" проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0030204:165, 50:11:0030202:239, расположенных по адресу: Московская область, г. Красногорск, р.п. Нахабино, ул. Вокзальная, д. 40.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что спорные земельные участки находятся в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), установленной Правилами землепользования и застройки (части территории), утвержденными решением Совета депутатов городского округа Красногорск от 30 ноября 2017 г. N 322/20 (далее - Правила ПЗЗ), в соответствии с которыми зона Ж-2 исключает вид разрешенного использования земельных участков заявленного обществом - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)".
04 августа 2020 г. от Администрации городского округа Красногорск Московской области через систему подачи электронных документов "Мой арбитр" поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя администрации на заседаниях, назначенных ранее в Московском областном суде, и занятостью других представителей в иных судебных заседаниях судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, поскольку обстоятельства, на которые ссылается администрация, документально не подтверждены, а невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя администрации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "САНЭМ" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Администрации городского округа Красногорск Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "САНЭМ", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 названной статьи основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1);
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые отказы в предоставлении в собственность обществу земельных участков не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества, поскольку на испрашиваемых в собственность земельных участках расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности.
При этом судами установлено, что торгово-бытовой комплекс введен в эксплуатацию в 2016 году и с 10 марта 2017 г. право собственности на здание зарегистрировано за ООО "САНЭМ", в то время как Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области утверждены решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30 ноября 2017 г. N 322/20 "Об утверждении Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области", то есть после регистрации права собственности общества на здание торгово-бытового комплекса и без учета назначения здания.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области зона Ж-2 застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами устанавливает следующий градостроительный регламент - "Бытовое обслуживание" (код ВРИ - 3.3), допускающий максимальную застройку земельного участка 60% от площади участка.
Многофункциональная общественно-деловая зона О-1 устанавливает следующий градостроительный регламент - "Бытовое обслуживание" (код ВРИ - 3.3), "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" допускающие максимальную застройку земельного участка от 50% до 60% от площади участка.
Следовательно, в соответствии с действующими документами территориального зонирования допускается размещение в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0030204:239 и 50:11:0030204:165 общей площадью 700 +/- 16 кв.м. здания торгово-бытового комплекса с кадастровым номером 50:11:0030204:422, площадью 954,8 кв.м. (с учетом этажности здания).
Доказательств того, что фактическое использование земельных участков не соответствует требованиям документов градостроительного зонирования и планирования, опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия администрацией не представлены.
Отклоняя доводы администрации о том, что спорные земельные участки находятся в зоне Ж-2, что исключает вид разрешенного использования объекты торговли (торговые цены, торгово-развлекательные центры (комплексы), суды указали на то, что земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием "под размещение торгово-бытового центра", с таким видом разрешенного использования участки и были предоставлены в аренду.
Таким образом, разрешенное и фактическое использование как зданий, так и земельного участка совпадают. Разрешенное использование земельного участка также соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении в собственность без торгов.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2020 г. по делу N А41-87932/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2020 г. N Ф05-9761/20 по делу N А41-87932/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4230/2021
07.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9761/20
05.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-839/20
18.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-87932/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-87932/19