город Москва |
|
10 августа 2020 г. |
Дело N А40-160511/19-84-1434 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Проминдустрия": не явились, извещены;
от истца (заявителя) ООО "Дориан": не явились, извещены;
от истца (заявителя) ООО "Ланат": не явились, извещены;
от истца (заявителя) КОО "Везакс Файненс Лимитед": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Скиперского А.С. (дов. N Д-25/2019 от 30.12.2019 г.);
от третьего лица ИФНС России N 9 по г. Москве: Амозовой К.А. (дов. от 28.11.2019 г.), Горбуновой А.Б. (дов. N 05-04 от 12.08.2019 г.);
рассмотрев 04 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Проминдустрия", ООО "Дориан", ООО "Ланат"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 г.,
по делу N А40-160511/19-84-1434
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОМИНДУСТРИЯ", общества с ограниченной ответственностью "ДОРИАН", общества с ограниченной ответственностью "ЛАНАТ", компании с ограниченной ответственностью "ВЕЗАКС ФАЙНЕНС ЛИМИТЕД"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными действий,
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по городу Москве,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Проминдустрия" (далее - ООО "Проминдустрия"), общество с ограниченной ответственностью "Дориан" (далее - ООО "Дориан"), общество с ограниченной ответственностью "Ланат" (далее - ООО "Ланат"), компания с ограниченной ответственностью "Везакс Файненс Лимитед" (далее - КОО "Везакс Файненс Лимитед") являются собственниками нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 9 (далее - объекты недвижимости).
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), общая кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2017 г. составляет 9 362 732 001,00 руб.
Указанная кадастровая стоимость определена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве, регистрационный орган) от 07 ноября 2017 г. N 51-26452/2017 на основании сведений о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в отчете об оценке от 17 октября 2017 г. N 79-А-МА-ТИ/17 (далее - отчет об оценке).
Согласно дополнительным пояснениям к отчету об оценке, рыночная стоимость объектов недвижимости, отраженная в нем, включает, в том числе величину суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 1 428 213 352,00 руб. (размер НДС, включенный в рыночную стоимость в отношении каждого объекта недвижимости).
В целях реализации права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости ООО "Проминдустрия", ООО "Дориан", ООО "Ланат", КОО "Везакс Файненс Лимитед" обратились в Управление Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве в адрес обществ направлено письмо от 17 декабря 2018 г. N 51-24341/2018 "О рассмотрении обращения", в котором указало на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, и применяется к отношениям, возникшим с 01 января 2017 г., а также на отсутствие у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве полномочий по изменению величины рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости. В случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН в соответствии с принятым комиссией решением. Отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, в том числе налога на добавленную стоимость, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Разъяснение порядка налогообложения не относится к компетенции Управления Росреестра по Москве.
Считая свои права нарушенными, ООО "Проминдустрия", ООО "Дориан", ООО "Ланат", КОО "Везакс Файненс Лимитед" обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от исправления реестровой ошибки, а именно: отказ во внесении в ЕГРН сведений о применявшейся с 01 января 2017 г. кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 9 и об обязании Управление Росреестра по Москве совершить действия по внесению в ЕГРН сведений о применявшейся с 01 января 2017 г. кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по городу Москве (далее - ИФНС России N 9 по г. Москве, налоговый орган, третье лицо).
В кассационной жалобе ООО "Проминдустрия", ООО "Дориан", ООО "Ланат" просят об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что регистрационным органом при внесении сведений о кадастровой стоимости здания, установленной в размере его рыночной стоимости по решению комиссии, допустило ошибку, указав кадастровую стоимость здания с учетом НДС.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 9 по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Росреестра по Москве не поступил.
В заседании кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Москве и ИФНС России N 9 по г. Москве против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Статьей 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.
Из статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности следует, что в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В статье 61 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия регистрационного органа по отказу от исправления реестровой ошибки являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов обществ, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрены процедура и основания для проведения проверки размера определенной оценщиком суммы НДС, включенной в рыночную стоимость объекта недвижимости.
Судами сделаны выводы о том, что действующее законодательство не наделяет органы государственной регистрации какими-либо функциями по изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости; в ЕГРН вносится кадастровая стоимость, которая предоставлена органу кадастрового учета от органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, и данная стоимость не предусматривает возможность использования скорректированной величины кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.
Следовательно, органы государственной регистрации не имеют полномочий по исключению суммы НДС из рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявителями не доказано наличие в ЕГРН сведений, не соответствующих (ошибочных) судебному акту либо решению комиссии, а также незаконность оспариваемого решения регистрационного органа.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 г. по делу N А40-160511/19-84-1434 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Проминдустрия", ООО "Дориан", ООО "Ланат" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 61 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2020 г. N Ф05-8220/20 по делу N А40-160511/2019