город Москва |
|
10 августа 2020 г. |
Дело N А40-201776/19-144-1572 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "МАПАС": Казаченковой В.В. (дов. от 20.08.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Внуковской таможни: Вольновой В.Л. (дов. N 01-19/00237 от 13.01.2020 г.);
рассмотрев 06 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Внуковской таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2020 г.,
по делу N А40-201776/19-144-1572
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАПАС"
к Внуковской таможне
о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей и пеней,
УСТАНОВИЛ: 18 октября 2016 г. общество с ограниченной ответственностью "МАПАС" (далее - ООО "МАПАС", общество, заявитель) во исполнение внешнеторгового контракта от 25 октября 2010 г. N 521, заключенного с фирмой А1 Majaz Way Trading (LLC), (впоследствии название фирмы изменено на Argentum General Trading F.Z.E. (Объединенные Арабские Эмираты)), ввезен на условиях поставки CPT - Москва на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларирован на таможенном посту Аэропорт Внуково (грузовой) Внуковской таможни (далее - таможенный орган) по декларации на товары (далее - ДТ) N 10001020/181016/0007160 товары "одежда (шубы) из натурального меха".
По результатам таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу о несоответствии заявленной таможенной стоимости, оформленной по ДТ N 10001020/181016/0007160, ее фактической стоимости, в связи с чем 12 января 2017 г. Внуковской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
Принятие Внуковской таможней указанного решения повлекло выставление в адрес общества требования об уплате таможенных платежей от 26 января 2017 г. N 59, согласно которому обществу начислены пени за период с 29 октября 2016 г. по 26 января 2017 г. на сумму 100 969,75 руб.
Требование об уплате таможенных платежей было исполнено обществом в добровольном порядке (платежные получения от 15 февраля 2017 г. N 14, 15 и от 16 февраля 2017 г. N 17).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2018 г. по делу N А40-36707/2017 признаны незаконными решение таможенного поста Аэропорта Внуково (грузовой) от 12 января 2017 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары N 10001020/181016/0007160, требование об уплате таможенных платежей Внуковской таможни от 26 января 2017 г. N 59.
30 августа 2018 г. Внуковской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10001020/181016/0007160, в части корректировки таможенной стоимости товара и таможенных платежей, в соответствии с которым обществу доначислены таможенные платежи и пени в размере 4 005 413,92 руб. и направлено требование об уплате таможенных платежей, о чем в адрес общества направлено уведомление от 27 сентября 2018 г. N 10001000/Ув2018/0000257 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Ранее взысканные таможенным органом денежные средства в размере 3 541 474,13 руб. обществу не возвращены.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2019 г. по делу N А40-244302/2018 признаны недействительными решение таможенного органа от 30 августа 2018 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10001020/181016/0007160, уведомление от 27 сентября 2018 г. N 10001000/Ув2018/0000257 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Письмом от 29 мая 2019 г. исх. N 01-18/07309 Внуковская таможня уведомила ООО "МАПАС" о том, что на основании вышеуказанного судебного акта таможенным органом принято решение о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов N 10001000/280519/Иск-00015.
01 июля 2019 г. денежные средства в размере 3 541 474,13 руб. поступили на расчетный счет ООО "МАПАС".
Поскольку возврат излишне взысканных таможенных платежей был осуществлен таможней без учета суммы процентов, начисляемых в порядке пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), ООО "МАПАС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Внуковской таможне о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей и пеней, в размере 696 784,76 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Внуковская таможня просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку срок возврата денежных средству обществу нарушен не был.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "МАПАС" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Внуковской таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "МАПАС" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Порядок взыскания таможенных платежей закреплен в главе 18 "Взыскание таможенных платежей" Закона о таможенном регулировании.
Статья 150 Закона о таможенном регулировании устанавливает общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов.
Из части 3 указанной статьи следует, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 152 Закона о таможенном регулировании требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Частью 17 статьи 152 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, выставление в адрес плательщика требования об уплате таможенных платежей влечет возникновение у него обязанности по исполнению указанного требования в установленный в нем срок. Неисполнение такого требования в срок влечет возникновение у плательщика негативных последствий в виде применения мер по принудительному взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей. При этом применение мер по принудительному взысканию таможенных платежей без предварительного выставления в адрес плательщика требования об уплате таможенных платежей не допускается.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, выставление требования об уплате налога является первым этапом длящегося процесса взыскания налога, мерой принудительного характера (мерой государственного принуждения), которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
В пункте 33 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку таможенные платежи по ДТ N 10001020/181016/0007160 являются излишне взысканными, так как были перечислены обществом вследствие неправомерного изменения таможней классификационного кода товара, повлекшего увеличение размера таможенных платежей, в связи с чем в силу части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании на них подлежат начислению проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Проверив правильность расчета, суды сочли его верным.
Отклоняя доводы таможенного органа о том, что днем фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей является 10 февраля 2019 г., когда таможенным органом в КПС "Лицевые счета" произведен зачет излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10001020/181016/0007160 в размере 3 541 474,13 руб. в счет авансовых платежей, суд указал на то, что решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом было принято в связи с вступлением в силу (29 апреля 2019 г.) решения Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2019 г. по делу N А40-244302/2018.
Излишне уплаченные таможенные платежи в размере 3 580 657,99 руб. фактически возвращены обществу таможенным органом 01 июля 2019 г., что подтверждается платежными поручениями, следовательно, днем фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей является 01 июля 2019 г.
Кроме того, возврат излишне уплаченных таможенных платежей не мог быть произведен таможенным органом 10 февраля 2019 г., поскольку о принятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможенный орган уведомил общество лишь 03 июля 2019 г. письмом N 7816/18005.
Доказательств того, что зачет излишне уплаченных таможенных платежей произведен 10 февраля 2019 г., таможенным органом не представлено.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2020 г. по делу N А40-201776/19-144-1572 оставить без изменения, кассационную жалобу Внуковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку таможенные платежи по ДТ N 10001020/181016/0007160 являются излишне взысканными, так как были перечислены обществом вследствие неправомерного изменения таможней классификационного кода товара, повлекшего увеличение размера таможенных платежей, в связи с чем в силу части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании на них подлежат начислению проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Проверив правильность расчета, суды сочли его верным.
Отклоняя доводы таможенного органа о том, что днем фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей является 10 февраля 2019 г., когда таможенным органом в КПС "Лицевые счета" произведен зачет излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10001020/181016/0007160 в размере 3 541 474,13 руб. в счет авансовых платежей, суд указал на то, что решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом было принято в связи с вступлением в силу (29 апреля 2019 г.) решения Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2019 г. по делу N А40-244302/2018."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2020 г. N Ф05-7935/20 по делу N А40-201776/2019