г. Москва |
|
19 августа 2020 г. |
Дело N А40-317305/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: Анчуков А.И., по доверенности от 04 06 2020,
от заинтересованного лица: Локтева С.А., по доверенности от 23 10 2019,
рассмотрев 18 августа 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГУ - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 27)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2020 года
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 года
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр инновационных медицинских технологий"
к ГУ - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр инновационных медицинских технологий" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 27) (далее - оответчик, Фонд) об обязании применить страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2019 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности с кодом ОКВЭД 86.10 с 1 (первым) классом профессионального риска в размере 0,20% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020, требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами судов Фонд, обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
В кассационной жалобе ответчик указывает, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права и противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Фонд ссылается на новую редакцию Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 (в редакции постановления Правительства от 17.06.2016 г. N 551), предусматривающую в случае не подтверждения страхователем основного вида экономической деятельности, его отнесение к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц. Фонд указывает, что в связи с тем, что страхователь не представил в срок документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, Филиал N 27 отделения Фонда, руководствуясь пунктом 13 и 5 Порядка установил обществу страховой тариф на 2019 год в размере 3,4 % правомерно, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении, представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалоб, представил письменный отзыв, который судом приобщен в материалы дела на основании статьи 279 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении дела судами установлено и из материалов дела следует, что Общество в срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, не представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2019 г. с необходимыми документами.
Фондом в адрес заявителя было направлено Уведомление от 24.04.2019 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 г., которым за основный вид его деятельности принят заявленный в ЕГРЮЛ вид деятельности "Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" с кодом ОКВЭД 77.39.26, определен 22 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4% к начисленной оплате труда.
Заявителем 19.04.2019 в Фонд направлены справка-подтверждение основного вида экономической деятельности от 05.04.2019 г. и соответствующее заявление с указанием основного вида деятельности в 2019 году ("Деятельность больничных организаций", код ОКВЭД 86.10) и доли дохода от этой деятельности в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (100%), но данные документы были получены Фондом только 25.04.2019.
Указанный вид деятельности отнесен к 1 классу профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,20%.
Заявитель с установлением ему тарифа на обязательное социальное страхование на 2019 год в размере 3,4% не согласился, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование общества, руководствовался положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, исходил из неправомерности определения фондом основного вида деятельности общества по наиболее высокому классу профессионального риска.
Исходя из конкретных фактических обстоятельств, суд не установил оснований для применения повышенного тарифа, пришел к выводу о том, что страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение). Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551) утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила). Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 8 Правил, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В силу пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Поскольку в пункте 5 Порядка указано на то, что при определении класса профессионального риска следует исходить из "осуществляемых видов экономической деятельности", то вид фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности не может быть определен только на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности страхователя (учредительных документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц).
При рассмотрении спора судами установлено, что Общество в предыдущих периодах осуществляло основной вид экономической деятельности ("Деятельность больничных организаций", код ОКВЭД 86.10, представляя в Фонд соответствующие заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 года N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска".
Заявитель, исчислял и уплачивал страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2019 году в расчете по начисленным и уплаченным страховым взноса по форме 4-ФСС исходя из тарифа в размере 0,2%, соответствующего основному виду экономической деятельности "Деятельность больничных организаций", код ОКВЭД 86.10 и 1-му классу профессионального риска.
Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя в период с 2015 по 2019 года является "Деятельность больничных организаций" с кодом ОКВЭД 86.10, в качестве дополнительных видов деятельности в ЕГРЮЛ заявлены: 46.46 Торговля оптовая фармацевтической продукцией; 77.39.26 Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях; 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки; 86.90.2 Деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы; 86.90.9 Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки.
Основной вид деятельности Общества - "Деятельность больничных организаций", код ОКВЭД 86.10, относится к 1 классу профессионального риска, что с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
При рассмотрении спора суды установили, что документы, подтверждающие фактически осуществляемую деятельность, были представлены страхователем в орган фонда с просрочкой, допущенной по уважительным причинам.
Проанализировав новую редакцию Правил, суды пришли к обоснованному выводу, что содержащееся в пункте 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", то есть исходя из установленного статьей 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Факт представления данных документов за пределами срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно пп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы Фонда, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 года по делу N А40-317305/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основной вид деятельности Общества - "Деятельность больничных организаций", код ОКВЭД 86.10, относится к 1 классу профессионального риска, что с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
...
Проанализировав новую редакцию Правил, суды пришли к обоснованному выводу, что содержащееся в пункте 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", то есть исходя из установленного статьей 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Факт представления данных документов за пределами срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно пп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2020 г. N Ф05-12428/20 по делу N А40-317305/2019