город Москва |
|
21 августа 2020 г. |
Дело N А40-261818/2019-147-2072 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "МБКР": Асалхановой Е.В. (дов. от 28.02.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Соловьева П.А. (дов. N ВК/13507/20 от 21.02.2020 г.);
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра": Курнаева С.М. (дов. N 99/2018-06 от 31.01.2018 г.);
от третьего лица Росреестра: Сорокиной Ю.В. (дов. N 20/104-ВА от 24.09.2019 г.);
рассмотрев 18 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "МБКР"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г.,
по делу N А40-261818/2019-147-2072
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональное бюро кадастровых работ"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве,
УСТАНОВИЛ: в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление публичного акционерного общества "Межрегиональное бюро кадастровых работ" (далее - ПАО "МБКР", общество, заявитель) от 15 апреля 2019 г. (вх. N 84708/19 от 17 мая 2019 г.) о признаках нарушения со стороны Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выраженного в неисполнении ФГБУ "ФКП Росреестра" предписания ФАС России от 20 ноября 2018 г. по делу N 1-15-142/00-04-18 и наличии оснований для привлечения ФГБУ "ФКП Росреестра" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (недобросовестная конкуренция) и части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение ранее выданного предписания).
По результатам рассмотрения указанного выше заявления ФАС России принято решение, оформленное письмом от 9 августа 2019 г. N РП/72214/19 "О рассмотрении заявления" об отказе в возбуждении дела по заявлению ПАО "МБКР", в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Считая свои права нарушенными, ПАО "МБКР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконными указанного решения и бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ "ФКП Росреестра", и обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "МБКР" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на отсутствие у антимонопольного органа оснований для отказа в возбуждении дела о нарушении со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра" антимонопольного законодательства в связи с неисполнением ранее выданного предписания антимонопольного органа.
В отзывах на кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" и Росреестр просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от ФАС России не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "МБКР" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ФАС России, ФГБУ "ФКП Росреестра" и Росреестра возражали против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Частью 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции установлено, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет административную ответственность (часть 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции).
Часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недобросовестную конкуренцию.
Возбуждение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ возможно только в том случае, если решением антимонопольного органа установлен факт нарушения статей 14.1 - 14.8 Кодекса.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Ответственность за нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ за действия (бездействие) должностных лиц, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение принято антимонопольным органом в рамках его компетенции с соблюдением норм закона и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку антимонопольным органом установлено исполнение ФГБУ "ФКП Росреестра" ранее выданного ему предписания ФАС России от 20 ноября 2018 г. по делу N 1-15-142/00-04-18, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения его к административной ответственности.
При этом судами установлено, что 16 декабря 2017 г. ФАС России в связи с наличием в действиях ФГБУ "ФКП Росреестра" признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в совмещении функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав и хозяйственную деятельность на подконтрольном ему рынке ФГБУ "ФКП Росреестра" выдано предупреждение N ИА/85469/17, в соответствии с которым ФГБУ "ФКП Росреестра" необходимо было прекратить действия, содержащие в себе признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Поскольку предупреждение не было исполнено ФГБУ "ФКП Росреестра" в установленные сроки, антимонопольным органом было возбуждено дело N 1-15-142/00-04-18 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением ФАС России от 28 ноября 2018 г. по делу N 1-15-142/00-04-18 о нарушении антимонопольного законодательства ФГБУ "ФКП Росреестра" признано нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совмещения в соответствии с приказом Росреестра от 18 октября 2016 г. N П/0515 функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и о предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН и функций хозяйствующего субъекта по проведению кадастровых работ в отношении федерального, государственного и муниципального имущества, а также хозяйственной деятельности по землеустроительным работам.
На основании указанного решения ФАС России 28 ноября 2018 г. по делу N 1-15-142/00-04-18 выдано предписание, в соответствии с которым ФГБУ "ФКП Росреестра" предписано в течение одного месяца с момента получения настоящего предписания прекратить нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять в рамках своих полномочий исчерпывающие меры по приведению устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. N П/331, в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, а именно: исключить совмещение функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и функций хозяйствующего субъекта по проведению кадастровых работ в отношении федерального, государственного и муниципального имущества, а также хозяйственной деятельности по землеустроительным работам путем исключения из устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. N П/331, возможности осуществления хозяйственной деятельности по проведению кадастровых работ в отношении федерального, государственного и муниципального имущества, а также хозяйственной деятельности по землеустроительным работам (пункт 1 предписания).
Письмом от 13 декабря 2018 г. N 05-0049-ПТ (вх. от 14 декабря 2018 г. N 208029-ЭП/18) ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщено об исполнении предписания с представлением подтверждающих документов.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" представлен исчерпывающий перечень доказательств, подтверждающих исполнение предписания путем внесения соответствующих изменений в устав ФГБУ "ФКП Росреестра", в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ФГБУ "ФКП Росреестра" к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ и по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами дана подробная оценка доводам общества, указывающих на наличие со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра" нарушений по исполнению предписания антимонопольного органа.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г. по делу N А40-261818/2019-147-2072 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "МБКР" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указанного решения ФАС России 28 ноября 2018 г. по делу N 1-15-142/00-04-18 выдано предписание, в соответствии с которым ФГБУ "ФКП Росреестра" предписано в течение одного месяца с момента получения настоящего предписания прекратить нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять в рамках своих полномочий исчерпывающие меры по приведению устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. N П/331, в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, а именно: исключить совмещение функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и функций хозяйствующего субъекта по проведению кадастровых работ в отношении федерального, государственного и муниципального имущества, а также хозяйственной деятельности по землеустроительным работам путем исключения из устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. N П/331, возможности осуществления хозяйственной деятельности по проведению кадастровых работ в отношении федерального, государственного и муниципального имущества, а также хозяйственной деятельности по землеустроительным работам (пункт 1 предписания).
Письмом от 13 декабря 2018 г. N 05-0049-ПТ (вх. от 14 декабря 2018 г. N 208029-ЭП/18) ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщено об исполнении предписания с представлением подтверждающих документов.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" представлен исчерпывающий перечень доказательств, подтверждающих исполнение предписания путем внесения соответствующих изменений в устав ФГБУ "ФКП Росреестра", в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ФГБУ "ФКП Росреестра" к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ и по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2020 г. N Ф05-12040/20 по делу N А40-261818/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12040/20
16.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5749/20
20.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-261818/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-261818/19