город Москва |
|
24 августа 2020 г. |
Дело N А41-67171/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Горбунов Д.С., доверенность от 25.12.2018;
от заинтересованного лица: Дудкина О.В., доверенность от 27.12.2019;
от третьих лиц: от ООО СЗ "Аматол": Шведова А.С., доверенность от 24.04.2020; от Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области в лице Ленинского районного отдела судебных приставов по Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 18 августа 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
третьего лица - ООО СЗ "Аматол"
на решение от 31 октября 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03 февраля 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-67171/19
по заявлению ООО "МОНТАЖКОМПЛЕКТ"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Московской области,
третьи лица: ООО СЗ "Аматол", Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области в лице Ленинского районного отдела судебных приставов по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МОНТАЖКОМПЛЕКТ" (далее - покупатель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности от 17.12.2018 N 50-50/021-50/021/008/2018-62409, и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0080105:13024.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО СЗ "Аматол" (далее - продавец), Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области в лице Ленинского районного отдела судебных приставов по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО СЗ "Аматол" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области в лице Ленинского районного отдела судебных приставов по Московской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя и третьего лица - ООО СЗ "Аматол" поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 19.06.2018 между продавцом и покупателем заключен предварительный договор о заключении договора купли-продажи земельного участка.
В соответствии с подпунктами 1.1 - 1.2 предварительного договора стороны приняли на себя обязательство в срок до 01.10.2018 на условиях предварительного договора заключить договор купли-продажи земельного участка, ориентировочной площадью 0,03 га, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки. Примерные границы земельного участка обозначены сторонами в приложении N 1 к предварительному договору.
В соответствии с пунктом 1.3 предварительного договора продавец в срок до 01.10.2018 обязался обеспечить образование земельного участка в результате раздела земельного участка, площадью 6.222 кв.м, с кадастровым номером 50:21:0080105:185, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, восточнее д. Ермолино, и провести государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка и государственную регистрацию права собственности продавца на вновь образованный земельный участок.
Руководствуясь условиями предварительного договора, покупатель перечислил продавцу гарантийные суммы в размере, эквивалентном 70.901,58 долларов США, в рублях по курсу, установленному Банком России на день уплаты покупателем гарантийных сумм.
В соответствии с пунктом 2.6 предварительного договора стороны установили, что основной договор будет предусматривать, что обязательство по возврату продавцом покупателю гарантийных сумм, уплаченных покупателем продавцу, прекратится полностью зачетом встречного однородного требования, а именно требования к покупателю об оплате земельного участка.
В соответствии с пунктом 5.9 предварительного договора форма основного договора купли-продажи земельного участка закреплена в качестве неотъемлемой части предварительного договора.
Как пояснил покупатель, продавец исполнил принятые на себя по предварительному договору обязательства по образованию земельного участка, проведению государственного кадастрового учета вновь образованного земельного участка и регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок.
На основании изложенного между продавцом и покупателем подписано дополнительное соглашение к предварительному договору от 06.11.2018 - внесены индивидуальные характеристики земельного участка: площадь 300 кв.м; расположен по адресу: Московская область, Ленинский район, восточнее д. Ермолино; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки; кадастровый номер 50:21:0080105:13024.
26.11.2018 между продавцом и покупателем заключен основной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:13024.
05.12.2018 договор передан на государственную регистрацию в Управление.
17.12.2018 Управление направило уведомление N 50-50/021-50/021/008/2018-62409 о приостановлении государственной регистрации права собственности. В качестве основания приостановления указано, что в отношении земельного участка зарегистрировано ограничение (обременение) в виде запрещения совершать регистрационные действия на основании постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Московской области от 21.11.2018 N 24429/18/50018-04.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы покупателя, последний обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным являются несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу положений статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, по решению государственного регистратора в осуществлении государственной регистрации прав отказывается.
В ходе правовой экспертизы Управлением установлено, что на земельный участок наложен запрет на совершение регистрационных действий, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Московской области от 21.11.2018 N 24429/18/50018-сд.
Однако, как пояснил покупатель, участок с кадастровым номером 50:21:0080105:13024 не указан в данном постановлении, в связи с чем Управление неправомерно приостановило государственную регистрации договора купли-продажи от 26.11.2018.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).
Из текста постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Московской области от 21.11.2018 N 24429/18/50018-сд следует, что арест наложен на участки, сведения о правах ООО СЗ "Аматол" на которые имеются в ЕГРН по состоянию на 30.10.2018, в число которых вошел участок с кадастровым номером 50:21:0080105:185.
Спорный участок с кадастровым номером 50:21:0080105:13024 поставлен на учет 23.10.2018 после раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:185.
Соответствующие сведения также отражены в договоре купли-продажи от 26.11.2018, а именно в пункте 1.2 договора: земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности на основании решения продавца от 13.04.2018 N 8.
Однако право продавца на данный участок зарегистрировано лишь 01.11.2018, то есть после 30.10.2018 - даты, которой руководствовался судебный пристав-исполнитель при наложении ареста на участок с кадастровым номером 50:21:0080105:185.
В данном случае суды правомерно руководствовались следующим.
В пункте 6 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки, указано, что не указанные в пунктах 2, 4 и 5 указанной статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В пункте 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу части 12 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ, в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в ЕГРН зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов.
Аналогичная позиция содержалась в пункте 3.2 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в пункте 5 статьи 22.2 указанного закона, согласно которой регистрация обременений в отношении выделенных земельных участков осуществлялась уполномоченным органом в силу закона одновременно с государственной регистрацией вещных прав на выделенные земельные участки.
Как обоснованно отметили суды первой и апелляционной инстанций, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:21:0080105:185 в связи с его разделом прекратил существование 12.12.2018, то с указанной даты все обременения (включая арест) зарегистрированы и на земельные участки, образованные из него.
Именно с 12.12.2018 в отношении участка с кадастровым номером 50:21:0080105:13024 внесена запись об аресте в силу закона, а основанием для ареста является постановление от 21.11.2018 N 24429/18/50018-сд.
Более того, как правомерно отметили суды, с учетом указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации, на дату заключения договора купли-продажи - 26.11.2018 участок с кадастровым номером 50:21:0080105:13024 фактически находился под арестом, поскольку образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:185, на который наложен арест.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что гарантии, данные продавцом в пункте 1.4 договора об отсутствии ареста земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:13024, противоречили нормам земельного законодательства и Федерального закона N 218-ФЗ.
При этом освобождение от ареста на недвижимое имущество влечет нарушение прав лиц, в чьих интересах возбуждено исполнительное производство N 24429/18/50018-СД.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:21:0080105:185 обременен запретом на регистрационные действия, а земельный участок с кадастровым номером 50:21:0080105:13024 образован в результате раздела земельного участка 50:21:0080105:185, суды обоснованно заключили, что соответствующая запись об ограничении прав (обременении) должна быть внесена в отношении вновь образованного земельного участка.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Управление правомерно приостановило государственную регистрацию договора от 26.11.2018, в связи с чем обосновано отказали в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2020 года по делу N А41-67171/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО СЗ "Аматол" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 12 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ, в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в ЕГРН зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов.
Аналогичная позиция содержалась в пункте 3.2 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в пункте 5 статьи 22.2 указанного закона, согласно которой регистрация обременений в отношении выделенных земельных участков осуществлялась уполномоченным органом в силу закона одновременно с государственной регистрацией вещных прав на выделенные земельные участки.
...
Именно с 12.12.2018 в отношении участка с кадастровым номером 50:21:0080105:13024 внесена запись об аресте в силу закона, а основанием для ареста является постановление от 21.11.2018 N 24429/18/50018-сд.
Более того, как правомерно отметили суды, с учетом указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации, на дату заключения договора купли-продажи - 26.11.2018 участок с кадастровым номером 50:21:0080105:13024 фактически находился под арестом, поскольку образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:185, на который наложен арест.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что гарантии, данные продавцом в пункте 1.4 договора об отсутствии ареста земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:13024, противоречили нормам земельного законодательства и Федерального закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2020 г. N Ф05-9882/20 по делу N А41-67171/2019