город Москва |
|
26 августа 2020 г. |
Дело N А40-281584/19-92-2224 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "КАСКАД": Йылмаз Е.В. (дов. от 29.05.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО: Раскельдиева М.И. (дов. N 1-82 от 25.12.2019 г.);
рассмотрев 20 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "КАСКАД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 г.,
по делу N А40-281584/19-92-2224
по заявлению акционерного общества "КАСКАД"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10 октября 2019 г. N 08-19/834-7Ю,
УСТАНОВИЛ: на основании задания руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган) на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 01 июля 2019 г., в соответствии с Регламентом действий должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при проведении мероприятий контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 20 мая 2019 г. N ДР-7/12-01, проведен анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, посредством использования Федеральных государственных информационных систем.
По результатам проведенного анализа составлен отчет "О результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями", содержащий информацию по осуществлению в Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) поставок акционерным обществом "КАСКАД" (далее - АО "КАСКАД", общество, заявитель) алкогольной продукции с нарушением минимальных цен, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (в редакции от 14 декабря 2018 г. N 267н)" (далее - Приказ N 58н) в адрес:
- ООО "Мега Плюс" (ИНН 4401143606) по ТТН от 17 июня 2019 г. N 61244, а именно: водки "РУС (RUS)", объемом 0,25л, крепостью 40%, датой розлива 30 мая 2019 г., производства ООО "СТАНДАРТЪ", по цене 0 руб. 0 коп., что подтверждается информацией, зафиксированной в ЕГАИС (отчет по TTN-0298083887 от 06 августа 2019 г. в 11:41:41);
- ООО "Престиж групп" (ИНН 4401130773) по ТТН от 22 июня 2019 г. N 63822, а именно: Российский коньяк пятилетний "Пять звездочек", объемом 0,5 л., крепостью 40%, датой розлива 13 сентября 2018 г., производства ООО "СОРДИС", по цене 323 руб. 01 коп., что подтверждается информацией, зафиксированной в ЕГАИС (отчет по TTN-0299728070 от 06 августа 2019 г. в 11:42:37);
- ООО "ПроспектБар" (ИНН 4401140806) по ТТН от 24 июня 2019 г. N 64292, а именно: Российский коньяк трехлетний "Легенда Дагестана", объемом 0,5 л., крепостью 40%, датой розлива 12 декабря 2018 г., производства ООО "НПП "Виски России", по цене 330 руб. 00 коп., что подтверждается информацией, зафиксированной в ЕГАИС (отчет по TTN от 06 августа 2019 г. в 11:43:39).
Приказом N 58н установлена цена, не ниже которой осуществляется поставка алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, а именно: коньяка, по цене 338 руб. 00 коп. за 0,5 литра и водки, по цене 93 руб. 00 коп. за 0,25 литра.
Определением МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 06 августа 2019 г. N 08-18/834-1 в отношении АО "КАСКАД" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Указанным определением у общества также были истребованы документы (сведения) о реализации алкогольной продукции, а также правоустанавливающие и учредительные документы.
В рамках административного расследования получены документы, связанные с расхождением фактических остатков алкогольной продукции с данными ЕГАИС, в том числе АО "КАСКАД" были представлены заверенные копии товаросопроводительных документов (включая справки разделов "А" и "Б"), объяснения по факту оборота (поставки) алкогольной продукции по цене, ниже установленной действующим законодательством.
Согласно данным о фиксации в ЕГАИС-УТМ "Сведений об обороте (отгрузке) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по вышеуказанным ТТН цена при отгрузке зафиксирована ниже установленной Приказом N 58н.
В заявке о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции в полях "12" (Цена с НДС, руб. коп.) и "23" (Цена с НДС, руб. коп.) указывается раздельно по каждому наименованию продукции, поставляемой в соответствии с ТТН, цена за единицу продукции (штуку, декалитр), включая налог на добавленную стоимость и акциз в рублях и копейках. Указанные поля заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Таким образом, в нарушение пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21 мая 2014 г. N 149 обществом допущено искажение информации о цене алкогольной продукции.
При анализе данных ЕГАИС и представленных первичных документов установлено, что общество допустило нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте.
На основании полученных данных 30 сентября 2019 г. в отношении АО "КАСКАД" был составлен протокол об административном правонарушении N 08-19/834-5ю.
10 октября 2019 г. МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО вынесено постановление N 08-19/834-7Ю, которым АО "КАСКАД" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Считая указанное постановление незаконным, АО "КАСКАД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "КАСКАД" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку обществом не были нарушены правила функционирования ЕГАИС, а выявленные при загрузке в ЕГАИС данные были вызваны сбоем порядка учета в связи с поломкой TSD. В виду несоответствия бумажного носителя (товарно-транспортная накладная) и его электронного аналога в системе ЕГАИС, АО "КАСКАД" 28 июня 2019 г. посредством почтовой связи была направлена соответствующая заявка о фиксации уточненных данных, в которой просило скорректировать техническую ошибку, допущенную в ЕГАИС, в части неверно выгруженной цены.
В отзыве на кассационную жалобу МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "КАСКАД" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно пункту 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21 мая 2014 г. N 149 (далее - Приказ N 149).
По правилам абзаца 1 пункта 5.1.1 приложения N 5 к Приказу N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Порядок заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации акта о браке продукции, акта списания продукции на прочие расходы установлены в пункте 5.4.1 Приложения N 5 к Приказу N 149.
Действия, связанные с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "КАСКАД" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку обществом нарушен установленный пунктом 5.1.1. Приложения N 5 к Приказу N 149 порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции, в части порядка заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС, а именно: искажении информации о цене алкогольной продукции.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.
Вина АО "КАСКАД" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о внесении изменений в ЕГАИС путем направления соответствующей заявки посредством почтовой связи не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку уточнение фиксации информации не освобождает общества от ответственности.
В соответствии с пунктом 24 Правил функционирования единой государственной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 (далее - Правила N 1459), при выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляет в ЕГАИС заявку о фиксации с уточненными данными, а в случае отсутствия технической возможности исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в ЕГАИС заявки - заявление с уточненными данными.
Так, после принятия МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО решения о возможности уточнения информации по заявке общества, последним на 06 августа 2019 г. уточнение информации в ЕГАИС так и не было выполнено, в связи с чем административным органом было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 г. по делу N А40-281584/19-92-2224 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "КАСКАД" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "КАСКАД" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку обществом нарушен установленный пунктом 5.1.1. Приложения N 5 к Приказу N 149 порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции, в части порядка заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС, а именно: искажении информации о цене алкогольной продукции.
...
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
...
В соответствии с пунктом 24 Правил функционирования единой государственной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 (далее - Правила N 1459), при выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляет в ЕГАИС заявку о фиксации с уточненными данными, а в случае отсутствия технической возможности исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в ЕГАИС заявки - заявление с уточненными данными."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2020 г. N Ф05-12900/20 по делу N А40-281584/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12900/20
04.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2162/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-281584/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-281584/19