город Москва |
|
26 августа 2020 г. |
Дело N А40-227707/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сафонова Е.В., доверенность от 21.08.2019;
от заинтересованного лица: Алиева Х.Н., доверенность от 25.12.2019;
рассмотрев 19 августа 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 15 ноября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 05 марта 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-227707/19
по заявлению АО "Ласточка"
об оспаривании решения
к Департаменту городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
АО "Ласточка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным решения от 20.06.2019 N 33-5-60982/19-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве", и об обязании предоставить государственную услугу "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" к договору аренды земельного участка от 31.10.2006 N М02-027434 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:100, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Касаткина, вл. 1А, в связи с дополнением пункта 1.1 указанного договора аренды вспомогательным видом разрешенного использования - магазины, код 4.4 размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5.000 кв.м, с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между обществом и департаментом заключен долгосрочный договор аренды земельного участка от 31.10.2006 N М-02-027434 (в редакции дополнительного соглашения от 14.02.2017), предметом которого является аренда земельного участка, площадью 1.509 кв.м, с кадастровым номером 7:02:0019010:100, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Касаткина, вл. 1А. Срок аренды - до 01.11.2055.
Основными видами разрешенного использования указанного земельного участка согласно договору аренды являются: склады (6.9), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9), деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
В границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:100 расположено нежилое здание, площадью 920,6 кв.м, с кадастровым номером 7:02:0019010:1131, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Касаткина, д. 1А, принадлежащее обществу на праве собственности.
28.05.2019 обществом подано заявление N 33-5-60982/19-(0)-0 о выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка с просьбой внести в пункт 1.1 договора аренды вспомогательный вид разрешенного использования - магазины, код 4.4 (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5.000 кв.м), согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Приказ N 540, Классификатор N 540).
Решением департамента от 20.06.2019 N 33-5-60982/19-(0)-1 обществу отказано в оформлении дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части дополнения вспомогательного вида разрешенного использования - (магазины) на основании того, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки земельный участок расположен в границах зоны сохраняемого землепользования (индекс "Ф").
Не согласившись с решением департамента, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды правомерно удовлетворили заявленные требования, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в случае, если указанные в частях 1, 5, 7-9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Правила N 120-ПП).
Пунктом 3.2.2 раздела 3.2 Правил N 120-ПП предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в Правилах N 120-ПП, приведены в таблице 1.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании Приказа N 540, а также с учетом постановления Правительства Москвы от 21.05.2015 N 306-ПП "О функциональном назначении объектов капитального строительства в городе Москве".
Пункт N 30 таблицы 1 содержит в себе вид разрешенного использования - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5.000 кв.м с кодом 4.4.0.
Как обоснованно отметили суды первой и апелляционной инстанций, поскольку земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:100, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Касаткина, вл. 1А, не относится к территориальным зонам, указанным в пункте 3.3.6 Правил N 120-ПП, соответственно, для данного земельного участка, расположенного в территориальной зоне сохраняемого землепользования (индекс "Ф") с основными видами разрешенного использования склады (6.9), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9), деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), пунктом 3.3.4 Правил N 120-ПП установлен вспомогательный вид разрешенного использования с кодом 4.4.0 - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5.000 кв.м. Пунктом 3.3.4 раздела 3.3 Правил N 120-ПП определен список вспомогательных видов разрешенного использования, а именно, вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 Правил N 120-ПП, являются виды разрешенного использования с кодами 1.14.0 (N 1), 3.1.2 (N 3), 3.1.3 (N 4), 3.2.2 (N 6), 3.2.3 (N 7), 3.2.4 (N 8), 3.3.0 (N 9), 3.4.1.0 (N 11), 3.5.1.0 (N 13), 3.5.2.0 (N 14), 3.6.1 (N 15), 3.6.2 (N 16), 3.7.1 (N 18), 3.8.1 (N 20), 3.8.2 (N 21), 3.9.2 (N 23), 3.10.1.0 (N 24), 4.1.0 (N 27), 4.3.0 (N 29), 4.4.0 (N 30), 4.5.0 (N 31), 4.6.0 (N 32), 4.8.0 (N 36), 4.10.0 (N 38), 5.1.2 (N 40), 5.1.3 (N 41), 5.1.4 (N 42), 2.7.1.0 (N 58), 3.1.1 (N 59), 3.9.1.0 (N 60), 4.9.0 (N 64), 4.9.1.4 (N 67), 6.9.0 (N 79), 8.3.0 (N 87), 7.4.2 (N 112), если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Нормами пункта 3.3.5 Правил N 120-ПП определены условия и критерии, при соблюдении которых допускается применение вспомогательных видов разрешенного использования: 1) вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно-разрешенных для территориальной зоны, в которой находится земельный участок; 2) вспомогательный вид разрешенного использования не может реализоваться без реализации основного вида разрешенного использования и должен осуществляться только совместно с разрешенными основными и (или) условно разрешенными видами использования земельных участков или объектов капитального строительства; 3) в случае, если выбранный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно-разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объектов капитального строительства; 4) в случае, если установленные основные, условно разрешенные виды использования предусматривают размещение объектов капитального строительства, то суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25 % от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Суды обоснованно указали, что применение обществом вспомогательного вида разрешенного использования с кодом 4.4 - магазины, соответствует всем критериям, установленным пунктом 3.3.5 Правил N 120-ПП ввиду следующего.
Вспомогательный вид разрешенного использования с кодом 4.4 - магазины (код - 4.0) не установлен в качестве основного или условно разрешенного вида использования для территориальной зоны, в которой находится земельный участок. Согласно Правилам N 120-ПП, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:100 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (индекс "Ф"). Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно сведениям об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:02:0019010:100, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, основными видами разрешенного использования указанного выше земельного участка являются следующие виды: склады (6.9), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9), деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
Соответственно, применение обществом вспомогательного вида разрешенного использования соответствует условию и критерию N 1, установленному пунктом 3.3.5 Правил N 120-ПП:
- вспомогательный вид разрешенного использования - магазины, будет реализоваться наряду с существующим основным видом разрешенного использования - склад. Основной вид разрешенного использования изменению не подлежит и соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Соответственно, применение заявителем вспомогательного вида разрешенного использования соответствует условиям и критерию N 2, установленному пунктом 3.3.5 Правил N 120-ПП;
- вспомогательный вид разрешенного использования - магазины, не будет являться единственным фактическим использованием земельного участка и размещенного на нем объекта капитального строительства, так как на земельном участке расположен объект капитального строительства, который используется в качестве склада, что соответствует условию и критерию N 3, установленному пунктом 3.3.5 Правил N 120-ПП;
- суммарная доля общей площади объекта капитального строительства вспомогательного вида разрешенного использования в пределах земельного участка составит не более 25 % от суммарной площади всего объекта капитального строительства.
Довод департамента о том, что правовых оснований для изменения цели предоставления земельного участка не имеется, поскольку вспомогательный вид разрешенного использования не внесен в ЕГРН, обоснованно признан судами несостоятельным, в силу следующего.
Действующим законодательством не предусмотрено внесение вспомогательных видов разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости, если суммарная доля общей площади объекта капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка составляет не более 25 % от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства в пределах земельного участка. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков является правом, а не обязанностью правообладателя.
Согласно Правилам N 120-ПП, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:100 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (индекс "Ф").
Согласно пункту 3.3.2 раздела 3.3 Правил N 120-ПП, во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что законодательством определена обязанность вносить в Единый государственный реестр недвижимости сведения только об установлении либо изменении основных видов разрешенного использования земельных участков.
Также суды обоснованно отклонили довод департамента о том, что обществу необходимо обратиться в Управление Росреестра по Москве и изменить вид разрешенного использования на определенный в распоряжении департамента, и о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанности департамента по обращению в Управление Росреестра в целях приведения в соответствие видов разрешенного использования.
Пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Ссылки департамента на пункт 2.5.1.2.4 Приложения N 13 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (далее - Административный регламент), признаны судами необоснованными, поскольку указанный пункт содержит лишь сведения о том, что при предоставлении государственной услуги заявителем предоставляется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на земельный участок, при этом, фактически не содержит указание о том, что внесение изменений в договор аренды возможно только после внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 2.5.2 Административного регламента установлено, что заявитель вправе представить документы, указанные в пункте 2.5.1.2 Административного регламента, по собственной инициативе.
В силу действующего законодательства, решение правообладателя о выборе вспомогательного вида разрешенного использования не требует дополнительных разрешений и согласований. Таким образом, суды обоснованно заключили, что общество вправе само выбрать те вспомогательные виды разрешенного использования, которые предусмотрены Правилами N 120-ПП.
При этом, общество как арендатор земельного участка, не вправе самостоятельно устанавливать вспомогательный вид разрешенного использования без согласования с арендодателем, поскольку применение арендатором вспомогательного вида разрешенного использования с кодом 4.4 - магазины, который установлен Правилами землепользования и застройки г. Москвы для территориальной зоны, в границе которой расположен земельный участок с кадастровым номером 77:02:0019010:100, влечет за собой изменение условий договора аренды земельного участка от 31.10.2006 N М-02-027434 в части цели использования земельного участка.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение департамента является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2020 года по делу N А40-227707/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки департамента на пункт 2.5.1.2.4 Приложения N 13 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (далее - Административный регламент), признаны судами необоснованными, поскольку указанный пункт содержит лишь сведения о том, что при предоставлении государственной услуги заявителем предоставляется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на земельный участок, при этом, фактически не содержит указание о том, что внесение изменений в договор аренды возможно только после внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
...
В силу действующего законодательства, решение правообладателя о выборе вспомогательного вида разрешенного использования не требует дополнительных разрешений и согласований. Таким образом, суды обоснованно заключили, что общество вправе само выбрать те вспомогательные виды разрешенного использования, которые предусмотрены Правилами N 120-ПП."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2020 г. N Ф05-9168/20 по делу N А40-227707/2019