г. Москва |
|
2 сентября 2020 г. |
Дело N А40-131392/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Ковалева Е.Н. по доверен. от 14.02.2019,
от заинтересованных лиц:
Федеральной таможенной службы - Шахназарян Л.Ф. по доверен. от 18.12.2019,
Центральной энергетической таможни - Шахназарян Л.Ф. по доверен. от 11.11.2019,
рассмотрев 27 августа 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы Центральной энергетической таможни и Федеральной таможенной службы
на решение от 21 января 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 08 июня 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-131392/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр"
к Федеральной таможенной службе, Центральной энергетической таможне
о признании незаконными решений и действий таможенного органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (далее - заявитель, общество, ООО "Татнефть-АЗС Центр") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможенный орган, ЦЭТ и к Федеральной таможенной службе (далее - ФТС) о признании незаконным и отмене решения таможенного органа от 07.11.2018 N 10006000/071118/0000120 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары в части изменения сведений о коде товара, и изменения суммы подлежащий уплате в связи с изменением кода таможенных пошлин; о признании незаконными и отмене решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-18/000069 от 07.11.2018; ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-18/000070 от 07.11.2018; ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-18/000071 от 07.11.2018; ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-18/000072 от 07.11.2018; ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-18/000073 от 07.11.2018; ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-18/000074 от 07.11.2018; ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-18/000075 от 07.11.2018; ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-18/000076 от 07.11.2018; о признании незаконными действий ЦЭТ по корректировке сведений, заявленных в ПВД N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/161117/0007430, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122, в части изменения сведений о коде товара, и сумме подлежащих уплате в связи с изменением кода товара пошлин; о признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 10.12.2018 N 10006000/Ув2018/0000134, 10006000/Ув2018/0000136, 10006000/Ув2018/0000138, 10006000/Ув2018/0000140, 10006000/Ув2018/0000142, 10006000/Ув2018/0000144, 10006000/Ув2018/0000146; о признании незаконным и отмене решения ФТС N 15-67/45 в части признания правомерными решений в части изменения сведений о коде товара, и сумме подлежащих уплате в связи с изменением кода товара пошлин; об обязании ЦЭТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Татнефть-АЗС Центр", а именно, возвратить ООО "Татнефть-АЗС Центр" излишне уплаченные денежные средства в размере 21 719 646,56 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЦЭТ и ФТС обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы кассаторы ссылаются на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Указывают, что спорный товар должен быть классифицирован как "уайт-спирит" на основании терминов и определений, поименованных в ТН ВЭД ЕАЭС, при этом является необоснованным применение ГОСТов, Технических регламентов Таможенного Союза.
Представитель ЦЭТ и ФТС в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационных жалоб.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Татнефть - АЗС Центр" в Межрегиональный энергетический таможенный пост (далее - МЭТП) Центральной энергетической таможни были поданы полные таможенные декларации (далее - ПВД) N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/161117/0007430, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122, по которым таможенным органом принято решение о выпуске товаров.
Таможенным органом было принято решение о соблюдении требований и условий применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, сведения о которых были заявлены в декларациях на товары, и принято решение о выпуске товаров по указанным декларациям.
12.09.2018 ЦЭТ составлен акт камеральной таможенной проверки N 10006000/210/120918/А0019.
Согласно акту камеральной таможенной проверки N 10006000/210/120918/А0019 от 12.09.2018 ЦЭТ установлено, что ООО "Татнефть - АЗС Центр" не были соблюдены требования и условия применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, сведения о которых были заявлены в декларациях на товары N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/161117/0007430, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122.
07.11.2018 Центральной энергетической таможней вынесены решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которым код товаров 2710 12 700 0, заявленный в декларациях, был изменен на 2710 12 210 0.
07.11.2018 на основании акта камеральной таможенной проверки N 10006000/210/120918/А0019 ЦЭТ вынесено решение N 10006000/071118/0000120, о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
04.12.2018 ЦЭТ произведена корректировка сведений, заявленных в ПВД N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/161117/0007430, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122.
10.12.2018 ЦЭТ выставлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
ООО "Татнефть - АЗС Центр" были доначислены суммы вывозных таможенных пошлин, в связи с принятием таможенным органом решения о несоблюдении требований и условий применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, вывозимых в Киргизскую Республику.
Кроме того, суммы вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении "топлива для реактивных двигателей", код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0, вывозимого в Киргизскую Республику без применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины, были увеличены в связи с принятием таможенным органом решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которым код товаров 2710 12 700 0, заявленный в декларациях, был изменен на 2710 12 210 0.
ООО "Татнефть - АЗС Центр" обратилось с жалобой в ФТС России.
Решением ФТС России от 11.03.2019 N 15-67/45 в удовлетворении ООО "Татнефть - АЗС Центр" - отказано.
Посчитав указанные выше решения по классификации товара, решение таможенного органа N 10006000/071118/0000120 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, действиями по корректировке сведений, заявленных в ПВД, и уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, а также Решение ФТС России от 11.03.2019 N 15-67/45 незаконными и необоснованными, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям.
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, имеют значение наименования субпозиций и примечания, относящиеся к субпозициям. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
Суды исходили из того, что согласно Примечанию 2 к группе 27 в товарной позиции 2710 термин "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, включая состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
Дополнительное примечание 2 (б) к группе 27 ТН ВЭД определяет, что термин "уайт-спирит" (подсубпозиция 2710 12 210 0) означает специальные бензины, определенные в пункте (а), с температурой вспышки более 21 C по методу EN ISO 13736.
Пункт (а) определяет, что термин "специальные бензины" (подсубпозиции 2710 12 210 0 и 2710 12 250) означает легкие дистилляты и продукты, определенные в Примечании к субпозициям 4, без каких-либо антидетонационных присадок и с разницей температур, при которых перегоняется 5 об.% и 90 об.% (включая потери), не превышающей 60 C.
В соответствии с Примечанием 4 к субпозициям, в субпозиции 2710 12 термин "легкие дистилляты и продукты" означает нефтепродукты, 90 об.% или более которых (включая потери) перегоняется до температуры 210 C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86).
В терминологии ТН ВЭД топливо бензиновое для реактивных двигателей, код ТН ВЭД 2710 12 700 0, представляет легкие дистилляты, 90 об.% и более которых перегоняется до 230 C.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что у таможенного органа не имелось оснований для классификации товара в подсубпозиции 2710 12 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку на основании сведений о товаре, подтвержденных паспортами продукции, заявленный обществом код 2710 12 700 0 содержит более конкретное описание товара.
При этом судами принято во внимание, что в соответствии с физико-химическими характеристиками товара, подтвержденными паспортами качества завода изготовителя и аналитическими отчетами SGS, товар, заявленный в ПВД N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122, 10006061/161117/0007430 товар соответствует требованиям установленным ГОСТ 10227-86 в отношении топлива для реактивных двигателей марки ТС-1, что подтверждает назначение данного топлива - топлива для реактивных двигателей, а также подтверждает возможность использования указанного товара в качестве топлива для реактивных двигателей.
Судами отмечено, что товар "топливо для реактивных двигателей" предназначен для использования в самолетах гражданской авиации и применяется по соответствующему назначению.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД, а также на основании документов, представленных при таможенном оформлении товара, подтверждающих физико-химические и эксплуатационные показатели товара, принимая во внимание цель использования товара, признали правомерной классификацию товара по коду ТН ВЭД 2710 12 700 0, а решения по классификации - незаконными и необоснованными.
Судами установлено, что основанием для освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины по ПВД N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122 декларантом заявлен Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Договора о ЕАЭС в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
На основании пункта 3 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение N 23 к Договору о ЕАЭС) при формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза государства-члены исходят из принципа неприменения во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение).
В соответствии с п. 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение N 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе) на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
На основании статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, вступило в силу 17.01.2017 (далее - Соглашение), в редакции, действующей на момент вывоза товара с территории Российской Федерации, заявленных в декларациях на товары N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122 компетентные органы Сторон до 31 декабря текущего календарного года, т.е. 2017 года, должны были согласовать объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов (далее - товары) на следующий календарный год, т.е. на 2018 год, и утвердить по ним индикативные балансы на следующий календарный год, т.е. на 2018 год.
Согласно Протоколу о внесении изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики ст. 3 Соглашения была изменена и в нее были включены положения о том, что компетентные органы Сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов (далее - товары) на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год. Временное применение Протокола о внесении изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016, началось 13.10.2017.
Таким образом суды указали, что на момент вывоза с территории Российской Федерации товаров, заявленных в декларациях на товары N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122, Протокол не применялся Сторонами, в связи с чем товары, вывозимые в Киргизскую Республику, подлежали освобождению от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2017 году на основании Договора о ЕАЭС.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о соблюдении обществом требований и условий применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, сведения о которых были заявлены в декларациях на товары N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационных жалоб о неверном расчете размера пеней, которые суд первой инстанции обязал ЦЭТ возвратить обществу как излишне уплаченные, ранее заинтересованными лицами не приводился, требует проверки фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иные доводы кассационных жалоб аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционных жалобах, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалоб направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителями жалоб установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 января 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года по делу N А40-131392/19 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что у таможенного органа не имелось оснований для классификации товара в подсубпозиции 2710 12 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку на основании сведений о товаре, подтвержденных паспортами продукции, заявленный обществом код 2710 12 700 0 содержит более конкретное описание товара.
При этом судами принято во внимание, что в соответствии с физико-химическими характеристиками товара, подтвержденными паспортами качества завода изготовителя и аналитическими отчетами SGS, товар, заявленный в ПВД N 10006061/181017/0006665, 10006061/131017/0006519, 10006061/270917/0006049, 10006061/191017/0006686, 10006061/210817/0005120, 10006061/210817/0005122, 10006061/161117/0007430 товар соответствует требованиям установленным ГОСТ 10227-86 в отношении топлива для реактивных двигателей марки ТС-1, что подтверждает назначение данного топлива - топлива для реактивных двигателей, а также подтверждает возможность использования указанного товара в качестве топлива для реактивных двигателей."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2020 г. N Ф05-12142/20 по делу N А40-131392/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12142/20
08.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14281/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-131392/19
05.12.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-131392/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-131392/19