город Москва |
|
04 сентября 2020 г. |
Дело N А40-309481/19-72-2198 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Черкизово": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ГУ ЦБ РФ по ЦФО: Зарытовского С.А. (дов. от 25.11.2019 г.);
рассмотрев 03 сентября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Черкизово"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 г.,
по делу N А40-309481/19-72-2198
по заявлению открытого акционерного общества "Черкизово"
к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления N 19-20379/3110-1 по делу об административном правонарушении N ТУ-45-ЮЛ-19-20379 от 19 сентября 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: 24 мая 2019 г. Центральным Банком Российской Федерации (далее - Банк России, административный орган) было выдано предписание N Т1-50-3-17/57429 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации (далее - предписание), в соответствии с которым открытое акционерное общество "Черкизово" (далее - ОАО "Черкизово", общество, заявитель) в нарушение требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в части неисполнения обязанности по раскрытию информации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах (далее - Закон об акционерных обществах) и Положением Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных бумаг" (далее - Положение) не опубликовало текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Так, по состоянию на 26 апреля 2019 г. информация, предусмотренная пунктом 1.1 статьи 92 Закона об акционерных обществах, разделом VII Положения, не раскрыта ОАО "Черкизово" на странице в сети Интернет по адресу: https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=13159 (далее - страница), которая используется обществом для раскрытии информации, предусмотренной Положением, что подтверждается Актом от 26 апреля 2019 г. N ВН-50-3-16/2789.
Указанным предписанием ОАО "Черкизово" предписано в течение 30 рабочих дней с даты получения предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации, указанное в устанавливающей части предписания, раскрыв необходимую информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, о чем в установленный в предписании срок письменно сообщить о его исполнении со ссылкой на его исходящий номер.
Предписание было получено обществом 01 июля 2019 г. согласно письму Управления Федеральной почтовой связи г. Москвы - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 16 июля 2019 г. N 2.1.5.2.2-02-37/10008562124 (вх. N 142659 от 17 июля 2019 г.)
Таким образом, ОАО "Черкизово" должно было исполнить требования предписания в срок до 12 августа 2019 г. включительно.
В установленный предписанием срок ОАО "Черкизово" не раскрыло информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, сведения об исполнений требований предписания или невозможности исполнения данного предписания заявителем в срок, установленный предписанием в Банк России, не представлена, о чем составлен акт от 13 августа 2019 г. N ВН-50-3-16/6078 о подтверждении факта нарушения раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
На основании полученных данных Банком России в отношении ОАО "Черкизово" 10 сентября 2019 г. составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-45-ЮЛ-19-20379/1020-1.
Постановлением Банка России от 19 сентября 2019 г. N 19-20379/3110-1 по делу об административном правонарушении N ТУ-45-ЮЛ-19-20379 ОАО "Черкизово" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "Черкизово" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Банку России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Черкизово" просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на введение в отношении общества процедуры наблюдения.
В отзыве на кассационную жалобу Банк России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Банка России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ОАО "Черкизово" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Банка России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
Согласно пункту 1.1 статьи 92 Закона об акционерных обществах непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В силу статьи 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации, в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации эмитентом установлены Положением Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение).
Из пункта 2.5 Положения следует, что при опубликовании информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг (далее - страница в сети Интернет).
В случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением N 454-П, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением N 454-П, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.13 Положения).
Действия, связанные с невыполнением в установленный срок законного предписания Банка России, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях ОАО "Черкизово" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку заявителем не исполнено предписание Банка России в установленный срок.
При этом судами установлено, что общество является непубличным акционерным обществом с числом акционеров более пятидесяти в связи с чем обязано раскрывать информацию в соответствии с пунктом 1.1 статьи 92 Закона об акционерных обществах.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.
Вина ОАО "Черкизово" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для выполнения выданного предписания, но им не были предприняты все зависящие меры. Доказательств объективной невозможности исполнения заявителем предписания материалы дела не содержат.
Размер штрафа соответствует санкции части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами принято во внимание, что административным органом при назначении обществу штрафа применены положения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем заявитель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа, размер которого (250 000 руб.) в два раза ниже минимального размера штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ (500 000 руб.).
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод ОАО "Черкизово", изложенный в кассационной жалобе, о введении в отношении общества процедуры наблюдения был предметом рассмотрения судов.
Отклоняя приведенный довод, суды со ссылкой на статью 63 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указали на то, что последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения не освобождает эмитента от исполнения им обязанности по раскрытию соответствующей информации в случае введения в отношении него процедуры наблюдения.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 г. по делу N А40-309481/19-72-2198 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Черкизово" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами принято во внимание, что административным органом при назначении обществу штрафа применены положения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем заявитель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа, размер которого (250 000 руб.) в два раза ниже минимального размера штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ (500 000 руб.).
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
Довод ОАО "Черкизово", изложенный в кассационной жалобе, о введении в отношении общества процедуры наблюдения был предметом рассмотрения судов.
Отклоняя приведенный довод, суды со ссылкой на статью 63 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указали на то, что последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения не освобождает эмитента от исполнения им обязанности по раскрытию соответствующей информации в случае введения в отношении него процедуры наблюдения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 сентября 2020 г. N Ф05-13346/20 по делу N А40-309481/2019