г. Москва |
|
3 сентября 2020 г. |
Дело N А40-244034/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кочергиной Е.В.,
судей Шишовой О. А., Петровой В. В.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "1Клик" - Антонова А.В., по доверенности от 08.05.2020 г.,
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Галерея-Алекс" - Гаспарян С.Г., по доверенности от 13.03.2019 г., Иванов Д.В., по доверенности от 11.09.2019 г.
рассмотрев 27 августа 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Галерея-Алекс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2020 года,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "1Клик"
к обществу с ограниченной ответственностью "Галерея-Алекс"
о взыскании задолженности по договору оказания услуг от 08.04.2019 N 2 года в размере 3 599 200 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2019 года по 02.09.2019 года в размере 10 723 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 02.09.2019 года по день фактического исполнения обязательства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "1Клик" (далее - ООО "1Клик", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Галерея-Алекс" (далее - ООО "Галерея-Алекс", ответчик) задолженности по Договору оказания услуг N 2 от 08.04.2019 года в сумме 3 599 200 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2019 года по 02.09.2019 года в сумме 10 723 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 02.09.2019 года по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2019 оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2020 требования ООО "1Клик" удовлетворены.
При принятии оспариваемых судебных актов суды исходили из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество с ограниченной ответственностью "Галерея-Алекс" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2020 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, поскольку полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от общества с ограниченной ответственностью "1Клик" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью "Галерея-Алекс" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества с ограниченной ответственностью "1Клик" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права в обжалуемой части, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрению в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом 08.04.2019 между ООО "1КЛИК" и ООО "Галерея-АЛЕКС" (далее - Заказчик) был заключен Договор на оказание услуг от N 2. (далее-Договор).
Согласно условиям данного соглашения, Исполнитель выполняет для Заказчика работы по доработке, проведению опытно-промышленной эксплуатации и передаче в промышленную эксплуатацию программного продукта "1С: Управление холдингом" (далее - Работы/Проект), определённые соответствующими Приложениями к Договору, а Заказчик принимает и оплачивает выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Пунктом 3.1.10 данного Договора предусмотрено, что Заказчик принимает на себя обязательства своевременно оплатить выполненные Работы в размерах и сроки, установленные Договором и Приложениями, являющимися неотъемлемой частью Договора.
В пункте 4.3 данного Договора стороны согласовали, что оплата стоимости Работ по Договору осуществляется в соответствии с графиком платежей, приведенным в Приложении N 3 к Договору.
05.12.2018 между ООО "1КЛИК" (далее - Исполнитель) и ООО "Фабрика Проектов" (далее-Генеральный Подрядчик) был заключен Договор на оказание услуг N 6/12-18 в соответствии с которым Исполнитель обязуется оказать Генеральному Подрядчику услуги по проектированию, доработке и поддержке программного продукта "1С: Управление холдингом" для Конечного Заказчика ООО "Шоколадница".
В связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств со стороны Генерального Подрядчика как перед Исполнителем, так и перед конечным Заказчиком Договор на оказание услуг N 6/12-18 был прекращен, с Генерального Подрядчика в пользу Исполнителя были взысканы денежные средства в счет оплаты выполненных работ.
Вследствие расторжения со стороны Заказчика Договоров на оказание услуг с Генеральным подрядчиком, Исполнителем и Заказчиком было принято решение о передаче Проекта на выполнение силами Исполнителя.
08.04.2019 ООО "1КЛИК" и ООО "Фабрика Проектов" был заключен Договор на оказание услуг N 2, в соответствии с условиями которого Исполнитель выполняет для Заказчика работы по доработке, проведению опытно-промышленной эксплуатации и передаче в промышленную эксплуатацию программного продукта "1С:Управление холдингом", определённые соответствующими Приложениями к договору, а Заказчик принимает и оплачивает выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
В соответствии с п. 13.1 Договора он вступает в силу с момента его подписания, распространяет действия на отношения сторон, возникшие с "08" апреля 2019 года и действует до "26" июля 2019 года. Обязательства Сторон, возникшие в период действия Договора, действуют до исполнения сторонами обязательств.
Согласно Заданию на работы к Договору N 2, Работы по договору должны были быть осуществлены в 4 основных Этапа.
Этап 1 включал в себя работы по обследованию текущего состояния проекта, Этап 2 состоял из устранения замечаний, критичных для запуска Системы в опытно-промышленную эксплуатацию, инструктаж ИТ-специалистов Заказчика для 1-й линии поддержки и ввод Системы в опытно-промышленную эксплуатацию, Этап 3 заключался в проверке корректности работы Системы, а Работы по Этапу 4 представляли собой формирование инструкций пользователей и передача Системы на поддержку ИТ-специалистам Заказчика.
Стороны Договора согласовали, что на протяжении работ по Договору согласование документации по Проекту, принесение замечаний или возражений осуществляется в письменном виде или по электронной почте, (п. 9.2 Задания на работы).
При этом, результаты работы по этапам Исполнитель передает Заказчику в электронном и бумажном виде, а файл информационной базы (*.dt) и конфигурации (*.cf) на электронном носителе.
В силу положений Устава проекта, который был согласован Сторонами по электронной почте 30.05.2019, Стороны установили, что разработка всей проектной документации, внесение изменений в Проект и замечаний к нему осуществляется исключительно в форме электронного взаимодействия, (п. 6.4, 6.5.1 Устава) (см. Приложение 4. Устав проекта и переписка о его согласовании).
Согласно п. 5.2. Договора срок выполнения Работ по каждому Этапу указан в Приложении N 2 к Договору.
Согласно Календарному плану работ, работы по Этапу 1 Должны были быть завершены в срок до 23.04.2019, работы по Этапу 2 в срок до 24.06.2019, по Этапу 3 и 4 до 26.07.2019.
В соответствии с п.5.4 Договора, в случае несоблюдения Заказчиком согласованных сроков предоставления информации, затребованной Исполнителем или задержки Заказчиком других работ, предусмотренных к исполнению в согласованном плане проекта, Исполнитель вправе перенести сроки выполнения работ по Этапу, в котором произошла задержка и по последующим Этапам на соответствующий период задержки, проинформировав об этом Заказчика за 3 (три) рабочих дня.
При этом Сторонами заранее было установлено, что, если в процессе создания Системы выясняется невозможность или нецелесообразность дальнейшего выполнения работ, Исполнитель обязан приостановить её и в течение 1 (одного) рабочего дня после приостановления работ поставить об этом в известность Заказчика. Стороны обязаны в течение 3 (трёх) рабочих дней рассмотреть вопрос о целесообразности и направлениях продолжения работ.
23.04.2019 по итогу выполнения Исполнителем работ по Этапу 1 был подготовлен Отчет о результатах обследования текущего состояния проекта внедрения Системы 1С:Управление холдингом в Группе компаний Шоколадница, который был согласован и подписан Сторонами.
Согласно данному Отчету в текущем состоянии проекта имеются неразрешенные проблемы, связанные Нормативно-справочной информацией (далее - НСИ) представляющей собой совокупность централизованных справочников Заказчика.
При этом, согласно п. 4.1 Договора обеспечение работы НСИ и ее нормализация является обязанностью Заказчика, так как именно обеспечение работоспособности НСИ непосредственно определяет последующие работы по Проекту на стороне Исполнителя.(п.4.1, 4.9 Договора).
При приемке работ по Этапу 1, а именно подписания Сторонами Отчета, Исполнитель уведомил Заказчика о критическом риске дальнейшего завершения работ по проекту, вследствие неработоспособности НСИ и отсутствия ее нормализации со стороны Заказчика (п. 5.2. Отчета)
Следовательно, Исполнитель надлежащим образом и задолго до начала работ по Этапу 2 уведомил Заказчика о возможности реализации риска приостановки работ по Проекту в связи с дальнейшей невозможностью выполнения работ на основании п. 5.4 Договора.
23.04.2019 Сторонами был подписан Акт приемки работ по Этапу 1, вследствие чего Заказчик был заблаговременно поставлен Исполнителем в известность о всех рисках проекта и возможности его приостановки в связи с невозможностью дальнейших работ.
Стороны в рамках текущего взаимодействия по Проекту согласовали форму изменения данных по Проекту, а также контроль за осуществлением работ по Проекту в форме электронного взаимодействия.
Согласно п 6.4 Устава проекта изменение сроков реализации проекта осуществляется в электронной форме на основании решения Управляющего комитета Проекта, функционирующего в порядке, предусмотренном п. 4.2. Устава.
Сторонами Договора было согласовано, что процедура управления сроками Проекта осуществляется со стороны Операционного совета посредством плана проекта, определяющего сроки завершения отдельных вех и конкретных задач Проекта, создаваемого в формате MS Project.
Исполнитель, руководствуясь положениями п. 4.2 Устава представлял Заказчику на каждом операционном совете и управляющем комитете, начиная с 24.04.2019 соответствующий Статус по проекту, свидетельствующий об основных изменениях и проблемах реализуемого Проекта.
На Управляющем комитете 03.06.2019 Сторонами было установлено существенное изменение Сроков реализации Этапа 2 ввиду критически медленной работы системы по причинам, не зависящим от Исполнителя.
Согласно Статусу по проекту от 13.06.2019 принятому на операционном совете 13.06.2019 сроки реализации проекта, ранее согласованные в календарном плате работ 08.04.2019 существенно изменялись виду нарушения со стороны Заказчика сроков нормализации НСИ, необходимой для последующей реализации проекта.
20.06.2019 в связи с реализацией рисков невозможности дальнейшей работы Системы, на Управляющем комитете Сторонами было принято решение, на основании п. 5.4 Договора, приостановить проект до выбора пути дальнейшего подхода к реализации.
Перед исполнителем были поставлены следующие задачи:
1.Подготовить оценку реализации расчета себестоимости в УХ на регистрах накоплениях или регистрах сведениях и перехода к формированию сводных проводок на их основе в срок до 27.06.2019.
2.Подготовить оценку изменения реализации интеграции между УХ и внешними системами в части перехода обмена на сводные номенклатуры в срок до 27.06.2019.
3.Актуализировать текущий план работ и открытые задачи на момент приостановки проекта. Предоставить статус в срок до 24.06.2019.
27.06.2019 Исполнитель направил в адрес Заказчика предварительный план последующего решения сложившейся ситуации по Проекту.
02.07.2019 во исполнение решений Управляющего комитета Исполнитель направил Заказчику презентацию с предложениями возможных путей решения сложившейся ситуации по проекту.
В период с 02.07.2019 по 28.07.2019 Исполнитель осуществлял разработку возможных вариантов решения реализованного риска Проекта, о чем оперативно уведомлял Заказчика.
Однако, со своей стороны Заказчик 26.07.2019 без объяснения причин проигнорировав ведущиеся работы по поиску решения в рамках проекта направил в адрес Исполнителя уведомление о расторжении Договора в связи с истечением срока его действия.
В связи с отказом Заказчика от исполнения ранее возникших обязательств по оплате фактически выполненных работ, 06.08.2019 Исполнитель направил Заказчику Ответ на уведомление о расторжении Договора и 06.08.2019 г. направил акт выполненных работ и счет на его оплату.
Согласно разделу 6 Договора после завершения работ по каждому этапу Исполнитель предоставляет Заказчику Акт сдачи-приемки работ.
Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента предоставления Акта сдачи-приёмки работ подписывает его либо направляет в адрес Исполнителя письменный мотивированный отказ от приемки работ и подписания Акта.
В случае же не направления Заказчиком в установленный Договором срок возражений, считается, что Исполнитель сдал, а Заказчик принял выполненные работы в соответствии с Актом сдачи-приемки работ, и Заказчик обязан произвести оплату работ по данному этапу в сроки, установленные настоящим Договором.
Рассматривая заявленные требования, обе инстанции арбитражного суда посчитали их правомерными и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме.
Суд кассационной инстанции не может считать правильным и основанным на полном исследовании всех обстоятельств по делу постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2020 года.
В силу части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных подрядчиком работ является сдача их результата заказчику (статьи 711 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, апелляционный суд не рассматривал возникший между сторонами спор и не проверял доводы ответчика с учетом требований истца, что не основано на правильном применении главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд ограничился ссылкой на статью 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации и те обстоятельства, что ответчик доводы истца документально не опроверг, доказательств надлежащего исполнения обязательств не представил. При этом суд не подтвердил ссылками на конкретные условия спорной сделки и представленными сторонами доказательствами свои выводы по спорным вопросам.
Не рассматривались арбитражным апелляционным судом и доводы апелляционной жалобы, касающиеся вопроса, что работы Исполнителя по Этапу N 2 имели ценность для Заказчика только при условии выполнения всех Этапов работ по Договору, что подтверждается, в частности, п.6.1. Договора, что после завершения работ по каждому этапу в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Договору Исполнитель предоставляет Заказчику Акт сдачи-приемки работ. Исключение составляет Этап N 2, по которому независимо от даты окончания работ. Акт сдачи-приемки Исполнитель предоставляет Заказчику одновременно с Актом сдачи-приемки работ по Этапу 4 "Передача в промышленную эксплуатацию, каких-либо выводов по этому доводу апелляционной жалобы судом не сделано.
Учитывая, что основные доводы апелляционной жалобы арбитражным апелляционным судом надлежащим образом не рассмотрены, суд кассационной инстанции не может считать мотивированным и обоснованным постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2020 года, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены данного судебного акта.
При новом рассмотрении дела апелляционному суду следует устранить допущенные нарушения и проверить законность и обоснованность принятого по делу решения с учетом правил статей 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и по результатам рассмотрения апелляционной жалобы принять правильное и мотивированное судебное постановление.
На основании изложенного, Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2020 года по делу N А40-244034/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий судья |
Е.В. Кочергина |
Судьи |
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных подрядчиком работ является сдача их результата заказчику (статьи 711 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2020 г. N Ф05-12882/20 по делу N А40-244034/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12882/20
25.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59753/2021
02.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42909/2021
17.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12882/20
23.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50194/20
03.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12882/20
03.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8432/20
30.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-244034/19