город Москва |
|
14 сентября 2020 г. |
Дело N А40-233167/19-122-1877 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБОУВО "РГУП": Фадеева М.М. (дов. N 12/156 от 10.10.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента культурного наследия города Москвы: Шастуна А.В. (дов. N ДКН-16-37-105/9 от 30.12.2019 г.);
рассмотрев 01-08 сентября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента культурного наследия города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 г.,
по делу N А40-233167/19-122-1877
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия"
к Департаменту культурного наследия города Москвы
о признании недействительными предписаний от 08 февраля 2019 г. N ПР-АТС-117/2019 и от 27 июня 2019 г. N ПР-191/2019,
УСТАНОВИЛ: здание по адресу: г. Москва, ул. Зубовская, д. 14/2, стр. 1 на основании решения Департамента культурного наследия города Москвы (далее - Москомнаследие) от 13 октября 2010 г. о рассмотрении заключения государственной историко-культурной экспертизы принято под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия "Главный дом городской усадьбы Р.Р.Кошелева - С.А.Мальцева, конец XVIII в. - середина XIX в.; с 1866 г. Усачевско-Чернявское женское училище, 2-я половина XIX в. - начало XX в.; с 1930-х гг. общежитие Военной академии им. М.Ф.Фрунзе, 1939 г., архитектор В.Г.Дувидзон, инженер А.Аллендорф под руководством А.А.Веснина" (далее - объект).
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (далее - ФГБОУВО "РГУП", учреждение, заявитель) является пользователем объекта на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН от 07 февраля 2019 г. N 77/100/134/2019-24004) (запись государственной регистрации права от 05 марта 2001 г. N 77-01/00-020/2001-9039).
В ходе проведения в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) должностными лицами Мосгорнаследия на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризации и государственной охранной объектов культурного наследия от 29 января 2019 г. N 117/2019и проведен контроль за исполнением предписания по сохранению объекта.
В результате контрольных мероприятий установлено неисполнение ФГБОУВО "РГУП" в срок до 30 января 2019 г. ранее выданного Мосгорнаследием предписания от 26 марта 2018 г. N ПР-АТС-90/2018И, в соответствии с которым учреждение на основании пункта 2 раздела 5 акта технического состояния объекта от 07 июля 2016 г. N ДКН-16-44-778/6 (далее - АТС) обязано было разработать проект по сохранению объекта на основе инженерно-технического обследования объекта (включая проект приспособления для своевременного использования) и проект благоустройства территории.
08 февраля 2019 г. Мосгорнаследием выдано предписание N ПР-АТС-117/2019 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с которым ФГБОУВО "РГУП" предписано в срок до 15 октября 2019 г. в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия провести работы по сохранению объекта согласно составу (перечню) видов работ по сохранению объекта, установленных пунктом 2 раздела 5 АТС.
27 июня 2019 г. Мосгорнаследием выдано предписание N ПР-191/2019 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполненного объекта культурного наследия, согласно которому ФГБОУВО "РГУП" предписано в срок до 10 сентября 2019 г. в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия обеспечить выполнение требований предписания от 18 марта 2019 г. N ПР-58/2019, а именно: по разрешению Мосгорнаследия провести противоаварийные работы по объекту (устранить последствия пожара, обеспечить закрытие теплового контура объекта (кровля, оконные заполнения).
Считая свои права нарушенными, ФГБОУВО "РГУП" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосгорнаследию о признании недействительными предписаний от 08 февраля 2019 г. N ПР-АТС-117/2019 и от 27 июня 2019 г. N ПР-191/2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе (дополнении к кассационной жалобе) Мосгорнаследие просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что спорные предписания являются четкими, исполнимыми и содержат конкретные указания, формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений. Указано также на то, что обязанность учреждения осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия возложены на него Законом об объектах культурного наследия (подпункт 1 пункт 1 статьи 47.3). Приведены доводы о пропуске заявителем срока на обжалование предписаний.
В отзыве на кассационную жалобу ФГБОУВО "РГУП" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01 сентября 2020 г. был объявлен перерыв до 08 сентября 2020 г.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Мосгорнаследия поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГБОУВО "РГУП" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание должно быть исполнимым.
Неопределенность и неисполнимость выданного предписания влечет признание его недействительным.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля определены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые предписания не отвечают критерию конкретности (определенности) и является неисполнимыми, поскольку требования Мосгорнаследия ставят заявителя в зависимость от воли третьих лиц или наступления необходимых событий.
Выводы судов основаны на тех обстоятельствах, что выделение средств из федерального бюджета на реконструкцию здания, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Зубовская, д. 14/2, стр. 1 (объект/здание), не было включено в проект Федерального закона от 05 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов", что исключило возможность выполнить необходимые работы на объекте в текущий период.
В качестве подтверждения невозможности использовать объект в рамках исполнения государственного задания, что в соответствии со статьей 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключает возможность подать заявку в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы с целью предоставления бюджетных субсидий и инвестиций на реконструкцию здания, учреждением представлено обоснование о том, что в настоящее время здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, планируемых к передаче акционерному обществу "Дом.РФ" (далее - АО "Дом.РФ"), для вовлечения в хозяйственный оборот в рамках Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Вышеуказанные обстоятельства установлены решением Московского городского суда от 10 сентября 2019 г. N 7-10863/2019.
Требования Мосгорнаследия, изложенные в оспариваемых предписаниях, основаны на аналогичных требованиях ранее выданных предписаний от 26 марта 2018 г. N Пр-АТС-90/2018и, от 06 ноября 2018 г. N ПР-241/2018, от 18 марта 2019 г. N ПР-58/2019 от 18.03.2019 (далее - предписания 2018/2019).
За неисполнение требований, изложенных в предписаниях 2018/2019, Мосгорнаследием составлены протоколы об административном правонарушении от 14 февраля 2019 г. N 16-36АД2019, от 28 февраля 2019 г. N 16-49АД2019, от 24 июня 2019 г. N 16-184АД2019.
Решением Московского городского суда от 24 мая 2019 г. N 7-5951/2019, от 16 июля 2019 г. N 7-6791/2019, постановлением Черемушкинского районного суда от 31 июля 2019 г. N 5-615/19 установлено отсутствие вины заявителя ввиду принятых организационных мероприятий по включению объекта на реконструкцию в проект Федерального закона от 05 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов".
24 декабря 2018 г. Мосгорнаследием вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 16-282 АД 2018, в котором установлен факт принятия заявителем необходимых мер, направленных на выполнение соответствующих обязанностей, в течение продолжительного периода, а также отсутствие средств финансирования на объект в течение продолжительного периода по обстоятельствам, не зависящим от заявителя.
17 июля 2019 г. заявителем направлено обращение в адрес Мосгорнаследия N 2-11/1142 по вопросу об оказании содействия в выделении бюджетных средств в целях исполнения требований, изложенных в предписаниях от 08 февраля 2019 г. N ПР-АТС-117/2019 и от 27 июня 2019 г. N ПР-191/2019.
15 августа 2019 г. Мосгорнаследие направило в адрес учреждения письмо N ДКН-16-09-893/9-4 с предложением направить заявку на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия в рамках Распоряжения Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультура России) от 22 октября 2018 г. N Р-1465 "О применении Методических рекомендаций по подготовке заявок на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета органам охраны объектов культурного наследия и пользователям объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, а также находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения" (далее - Распоряжение Минкультуры России).
В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций по подготовке заявок на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета, утвержденного Распоряжением Минкультуры России, сбор заявок на финансирование осуществляется по следующим направлениям: сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации гражданской, промышленной и культовой архитектуры; сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации деревянного зодчества; сохранение находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения; сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в проект "Историческая память".
Уведомлением о выявленном объекте культурного наследия Мосгорнаследия от 29 августа 2016 г. N ДКН-16-24-2210/6-49 установлено, что здание отнесено к выявленным объектам культурного наследия и предложение Мосгорнаследия о возможности подачи заявки в рамках Распоряжения Минкультуры России несостоятельно ввиду статуса объекта, не предусмотренного направлениями для бюджетного финансирования.
В соответствии с запросом Росимущества от 09 июня 2017 г. N 06/22928 (письмо исх. N 06/29694 от 27 июля 2017 г.) включение здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия запланировано Мосгорнаследием на 2018 год.
В настоящее время указанная инициатива не реализована, что ограничивает заявителя подать заявку для выделения бюджетных средств в рамках Распоряжения Минкультуры России.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод Мосгорнаследия о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был предметом обсуждения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Судами приняты во внимание доводы заявителя о том, что в связи с предложением Мосгорнаследия (письмо от 15 августа 2019 г. N ДКН-16-09-893/9-4) подать заявку в рамках распоряжения Министерства культуры Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N Р-1465 и на основании нереализованной инициативы Мосгорнаследия включить в 2018 здание в реестр объектов культурного наследия днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, является дата поступления вышеуказанного письма от 27 августа 2019 г.
Настоящее заявление об оспаривании предписаний подано 04 сентября 2019 г., то есть до истечения трехмесячного срока.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами суда, основанных на основании имеющихся в материалах дела доказательствах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 г. по делу N А40-233167/19-122-1877 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента культурного наследия города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Московского городского суда от 24 мая 2019 г. N 7-5951/2019, от 16 июля 2019 г. N 7-6791/2019, постановлением Черемушкинского районного суда от 31 июля 2019 г. N 5-615/19 установлено отсутствие вины заявителя ввиду принятых организационных мероприятий по включению объекта на реконструкцию в проект Федерального закона от 05 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов".
...
Судами приняты во внимание доводы заявителя о том, что в связи с предложением Мосгорнаследия (письмо от 15 августа 2019 г. N ДКН-16-09-893/9-4) подать заявку в рамках распоряжения Министерства культуры Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N Р-1465 и на основании нереализованной инициативы Мосгорнаследия включить в 2018 здание в реестр объектов культурного наследия днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, является дата поступления вышеуказанного письма от 27 августа 2019 г."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2020 г. N Ф05-12674/20 по делу N А40-233167/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12674/20
29.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1564/20
12.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-233167/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-233167/19