г. Москва |
|
17 сентября 2020 г. |
Дело N А40-3542/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.09.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.09.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве: не явился, извещен;
от ответчика АО "Тандер": Ильина Д.В. (по доверенности от 26.12.2018);
рассмотрев 10.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
на постановление от 03.06.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-3542/2020,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
к акционерному обществу "Тандер"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО "Тандер" (далее - общество) к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2020 заявление управления удовлетворено, обществу назначено административное наказание в виде 700 000 рублей штрафа.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020, решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа. В жалобе управление просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы управление указало на то, что суд неправильно применил положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а именно части 4 статьи 13, касающейся срока проведения проверок.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Управлением в период с 23.09.2019 по 18.11.2019 проведена плановая выездная проверка деятельности общества, осуществляемой на территории города Москвы. В ходе проверки административным органом выявлен факт реализации обществом продукции с нарушением требований технических регламентов, выразившийся в наличии в торговых залах на реализации продукции с признаками порчи (плодоовощная продукция); реализации неупакованной пищевой продукции в развес методом самообслуживания; хранении недоброкачественной пищевой продукций, списанной для утилизации (зона брака) навалом - на контейнере в приемном отделении, совместно с доброкачественными пищевыми продуктами.
По данному факту в отношении общества составлен протокол от 09.12.2019 об административном правонарушении, на основании которого управление в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, указанных в Кодексе, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, подпадающего под диспозицию вышеуказанной нормы Кодекса.
Удовлетворяя заявление управления, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности управлением наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ. Судом также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанная проверка управления проведена с нарушением общего срока проверок - 60 рабочих дней, т.е. с нарушением требований части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ. При этом суд исходил из того, что в отношении общества территориальными органами Роспотребнадзора в 2019 году уже были проведены плановые выездные проверки, общий срок которых превысил 60 дней. Следовательно, результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требований закона, являются недопустимыми доказательствами.
Оспаривая указанный вывод суда апелляционной инстанции, управление в кассационной жалобе указывает на то, что, поскольку общество осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения плановых проверок в отношении каждого филиала в силу части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ устанавливается отдельно, при этом каждая проверка осуществляется на основании распоряжения территориального органа Роспотребнадзора по месту фактического осуществления деятельности и общий срок проведения проверки территориальным органом не может превышать 60 рабочих дней.
Данный довод отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неправильном толковании норм права.
В силу пункта 2 части 8 статьи 9 Закона N 294-ФЗ истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица является основанием для включения плановой проверки в ежегодный план, периодичность и продолжительность проведения которых установлены статьями 9 и 13 Закона N 294-ФЗ.
Плановые проверки проводятся с целью соблюдения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; соответствия сведений, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности обязательным требованиям (статья 9 Закона N 294-ФЗ).
Плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ, не чаще, чем один раз в три года (часть 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ). Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ).
В части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ закреплено правило установления срока проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней. Данная редакция части 4 статьи 13 Закона (с указанием на общий срок проведения проверки) была уточнена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Учитывая, что одной из основных целей принятия Закона N 294-ФЗ является усовершенствование существующей системы государственного контроля и снижения административной нагрузки на бизнес, в Законе был установлен предельный период проверки: для юридического лица - 20 рабочих дней, а для юридического лица с филиалами - 60 рабочих дней.
Ограничение в 60 рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица.
В то же время, как установлено судом апелляционной инстанции, в отношении АО "Тандер" в 2019 году были проведены следующие плановые выездные проверки:
1) на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия с 26.02.2019 по 04.03.2019 - 38 рабочих дней;
2) на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области с 11.03.2019 по 20.03.2019 - 12 рабочих дней;
3) на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в период с 17.04.2019 по 06.05.2019 - 38 рабочих дня;
4) на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в период с 17.06.2019 по 10.07.2019 - 19 рабочих дней;
5) на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Московской области в период с 05.08.2019 по 30.08.2019 - 20 рабочих дней.
Таким образом, начиная с января 2019 года, в отношении общества территориальными органами Роспотребнадзора проводились плановые проверки, общий срок которых превысил 60 рабочих дней.
Суд кассационной инстанции отмечает, что Закон N 294-ФЗ, устанавливая сроки проведения плановых проверок и регулярность их проведения (не чаще, чем один раз в три года), во всех случаях имеет в виду юридическое лицо, индивидуального предпринимателя.
Понятия представительств и филиалов юридического лица определены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации:
представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (пункт 1);
филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (пункт 2);
представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно положениям пунктов 1, 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относятся нарушения требований, в том числе предусмотренных частью 12 статьи 9 (в части срока уведомления о проведении проверки), пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Закрепление в Законе N 294-ФЗ четких сроков проведения проверок обеспечивает соблюдение законных прав проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферах контроля и надзора, а также служит гарантией недопущения нарушения прав хозяйствующих субъектов.
Таким образом, поскольку спорная проверка проведена с нарушением срока, предусмотренного частью 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ, то результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требований, установленных Законом N 294-ФЗ к организации и проведению проверок, являются недопустимыми доказательствами.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности управлением наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А40-3542/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям пунктов 1, 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относятся нарушения требований, в том числе предусмотренных частью 12 статьи 9 (в части срока уведомления о проведении проверки), пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Закрепление в Законе N 294-ФЗ четких сроков проведения проверок обеспечивает соблюдение законных прав проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферах контроля и надзора, а также служит гарантией недопущения нарушения прав хозяйствующих субъектов.
Таким образом, поскольку спорная проверка проведена с нарушением срока, предусмотренного частью 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ, то результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требований, установленных Законом N 294-ФЗ к организации и проведению проверок, являются недопустимыми доказательствами.
...
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А40-3542/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2020 г. N Ф05-13339/20 по делу N А40-3542/2020