Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Бородина С.В., дов. от 30.03.2011 N 30-03/11-3, Плетнева В.Ю., дов. от 30.03.2011 N 30-03/11-1,
от заинтересованного лица - Галичук Ю.В., дов. от 28.02.2011 N 33-И-487/11,
рассмотрев 22 декабря 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы - заинтересованного лица на решение от 28.06.2011 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Ерохиным А.П., на постановление от 26.09.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Гончаровым В.Я., Мухиным С.М., Поповым В.И., по делу N А40-34128/11-94-236 по заявлению закрытого акционерного общества "Ирито" (ОГРН 1027700020688) о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г. Москвы, установил:
закрытое акционерное общество "Ирито" (далее - ЗАО "Ирито", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным оформленного письмом от 21.01.2011 N 33-5В-1101/10-(0)-1 решения Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - ДЗР г. Москвы, Департамент) об отказе обществу в оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001006:76. расположенного по адресу г. Москва, улица Мытная, вл. 66. Также просило обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность ЗАО "Ирито" земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:05:0001006:76 площадью 3 400 кв. м. и имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Мытная, вл. 66 в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка для целей эксплуатации здания многоэтажного гаража с автомагазином в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка с оплатой стоимости земельного участка в размере 16 022 955 рублей 60 копеек, и направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011, заявленные по делу требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ДЗР г. Москвы подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослался на законность оспоренного по делу решения.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов судов двух инстанций.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, общество является собственником здания общей площадью 7629,1 кв. м. по адресу г. Москва, ул. Мытная, д. 66.
По договору краткосрочной аренды земельного участка от 08.12.2006, заключенному с ДЗР г. Москвы, общество использует земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001006:76 площадью 3400 кв. м. по вышеуказанному адресу. Согласно пункту 1.1. договора земельный участок предоставлен обществу для целей эксплуатации здания многоэтажного гаража с автомагазином и относится к категории земель населенных пунктов.
ЗАО "Ирито" обратилось в службу "одного окна" по вопросу оформления договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001006:76, предоставив все необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка документы.
ДЗР г. Москвы 08.12.2010 направил в адрес общества на согласование проект распоряжения "О предоставлении ЗАО "Ирито" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, улица Мытная, вл. 66 (Южный административный округ города Москвы)", рассчитав стоимость выкупаемого обществом земельного участка.
Общество согласовало данный проект распоряжения и возвратило его Департаменту.
Письмом от 21.01.2011 N 33-5В-1101/10-(0)-1 ДЗР г. Москвы сообщил обществу об отказе в оформлении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка в связи с необходимостью приведения разрешенного использования данного земельного участка в соответствие с приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39.
Общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что вид разрешенного использования спорного земельного участка площадью 3400 кв. м. - для эксплуатации здания многоэтажного гаража с автомагазином - установлен одинаково в договоре аренды земельного участка от 08.12.2006 и кадастровом паспорте земельного участка от 23.08.2010 и данный вид разрешенного использования не изменялся.
В кадастровом паспорте земельного участка от 23.08.2010 указана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001006:76 - 35 606 568 рублей. В связи с чем суды признали, что цена указанного земельного участка для целей продажи составляет 16 022 955 рублей 60 копеек (35 606 568 рублей x 1.5% x 30 = 16 022 955 рублей 60 копеек). Такая же стоимость выкупаемого земельного участка указана Департаментом в подготовленном проекте распоряжения.
Как установили суды, результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, в том числе рассматриваемого земельного участка, утверждены постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП.
Факт того, что государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с нарушением действующего законодательства, в том числе приказа Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, без учета второго вида разрешенного использования, суды посчитали недоказанным.
В связи с чем суды признали действительной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001006:76 для целей определения цены его выкупа (приватизации).
Также суды отметили, что спорный земельный участок не является ограниченным или изъятым из оборота, зарезервированным для государственных и муниципальных нужд, договор аренды данного земельного участка заключен до вступления в силу ЗК РФ, земельный участок прошел межевание, поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и на основании пункта 1 статьи 45 указанного Закона кадастровый учет этого объекта признается юридически действительным.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о незаконности оспоренного по делу отказа в оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001006:76.
Ссылка Департамента на то, что указанные в кадастровом паспорте сведения не соответствуют фактической стоимости земельного участка, используемого обществом для эксплуатации гаража с автомагазином, не принимается во внимание.
Суды правильно указали, что в установленном порядке сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка не изменены.
Утверждение о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть иной, носит предположительный характер, фактически свидетельствует о несогласии с определенной компетентным органом кадастровой стоимостью данного участка земли, оспаривание которой на основании пункта 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, возможно только в судебном порядке. В компетенцию ДЗР г. Москвы не входит ни организация кадастровой оценки земель, ни самостоятельная кадастровая оценка земельных участков.
Довод жалобы о том, что установленный вид разрешенного использования не учитывает его использование в торговых целях, не принимается во внимание. Вид разрешенного использования земельного участка установлен не обществом, а соответствующим компетентным органом, и зафиксирован в договоре аренды земельного участка от 08.12.2006 N М-05-508463 и в кадастровом паспорте. Факт того, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001006:76 проведена с нарушением действующего законодательства, в том числе приказа Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, без учета второго вида разрешенного использования, суды признали недоказанным.
Как правильно указали суды двух инстанций, законодательством не установлена обязанность лица - собственника зданий, строений, сооружений, имеющего в силу закона исключительное право на приватизацию земельного участка, обращаться за переоценкой кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП.
Другие доводы кассационной жалобы по существу свидетельствуют о несогласии с данной судами двух инстанций оценкой доказательств по делу, выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции, в связи с чем отклоняются.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2011 года по делу N А40-34128/11-94-236 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи: |
Е.Ю. Воронина |
|
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт того, что государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с нарушением действующего законодательства, в том числе приказа Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, без учета второго вида разрешенного использования, суды посчитали недоказанным.
В связи с чем суды признали действительной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001006:76 для целей определения цены его выкупа (приватизации).
Также суды отметили, что спорный земельный участок не является ограниченным или изъятым из оборота, зарезервированным для государственных и муниципальных нужд, договор аренды данного земельного участка заключен до вступления в силу ЗК РФ, земельный участок прошел межевание, поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и на основании пункта 1 статьи 45 указанного Закона кадастровый учет этого объекта признается юридически действительным.
...
Утверждение о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть иной, носит предположительный характер, фактически свидетельствует о несогласии с определенной компетентным органом кадастровой стоимостью данного участка земли, оспаривание которой на основании пункта 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, возможно только в судебном порядке. В компетенцию ДЗР г. Москвы не входит ни организация кадастровой оценки земель, ни самостоятельная кадастровая оценка земельных участков.
...
Как правильно указали суды двух инстанций, законодательством не установлена обязанность лица - собственника зданий, строений, сооружений, имеющего в силу закона исключительное право на приватизацию земельного участка, обращаться за переоценкой кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2011 г. N Ф05-13511/2011 по делу N А40-34128/11-94-236
Текст постановления официально опубликован не был