Резолютивная часть постановления объявлена "10" мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Тихоновой В.К.,
судей Комаровой О.И., Хомякова Э.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя - Феофанова Н.О. по доверенности от 18.02.2011 N Д-11/7228;
от органа - Смирнов Д.Ю. по доверенности от 29.12.2010 N 32406/10;
от заинтересованного лица - не явился,
рассмотрев "10"мая 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущества г. Москвы на решение от "20" октября 2010 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Кузнецовой С.А., на постановление от "20" января 2011 года N 09АП-31859/2010 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Москвиной Л.А., Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., по заявлению Департамента имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в госрегистрации, обязании зарегистрировать договор к Управлению Росреестра по Москве, заинтересованное лицо - ЗАО "МСУМР" установил:
Департамент имущества города Москвы обратился в арбитражный суд с заявлением об обжаловании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества от 19.02.2002 N 1-175/2002, заключенного между Департаментом имущества г. Москвы и ЗАО "МСУМР" на нежилое помещение площадью 188,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Воронцовская ул., д. 13/14, стр. 3; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать договор аренды от 19.02.2002 N 1-175/2002.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено закрытое акционерное общество "МСУМР".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2010 по делу N А40-92005/10-206-499 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 20.01.2011 за N 09АП-31859/2010 оставил решение суда без изменения.
Отказывая в признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды и оставляя решение в силе, арбитражные суды не установили оснований для удовлетворения требований.
В кассационной жалобе Департамент имущества г. Москвы просит об отмене судебных актов, которые считает незаконными и необоснованными, ссылается на обстоятельства дела, неправильное применение судами положений п. 3 ст. 26 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что договор в редакции дополнительного соглашения к нему отвечают условиям для их регистрации, в связи с чем просит принять новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
При судебном разбирательстве в кассационной инстанции представитель от заявителя по делу и жалобе поддержал ее по изложенным доводам.
Представитель от регистрационной службы просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения как необоснованную.
Представитель от ЗАО "МСУМР" в судебное заседание не явился, организация извещена о слушании дела.
Выслушав представителей, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция не установила оснований для отмены решения и постановления судов.
При рассмотрении дела арбитражными судами обеих инстанций установлено, что Департаментом имущества г. Москвы подписан договор с ЗАО "МСУМР" от 1.09.2002 N 1-175/2002 на аренду нежилого помещения (цокольный этаж, пом. 1, комн. 3-8, 21, 24 и часть комнат 20, 22, 23) общей площадью 191,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, д. 13/14, стр. 3.
Дополнительным соглашением от 24.02.2010 к договору аренды продлен срок действия договора аренды до 1.07.2015, внесены изменения в раздел договора аренды "предмет договора", стало нежилое помещение (цокольный этаж, пом.I, комн. 3-8, 8а, 8б, 20, 20в, 21, 24, часть комн. 22 (3,8 кв. м.), часть комн. 23 (14,9 кв. м.) общей площадью 188,7 кв. м.
Департамент имущества г. Москвы подал заявление в Управление Росреестра по Москве о государственной регистрации указанного договора аренды в редакции дополнительного соглашения к нему от 24.02.2010.
Управление приостановило государственную регистрацию, о чем уведомило Департамент и ЗАО "МСУМР" 1.04.2010 о необходимости устранения обстоятельств, препятствующих проведению регистрации, а именно предоставлении соответствующего кадастрового паспорта, и отсутствием оснований для регистрации договора аренды.
Управление сообщило заявителю 30.04.2010 (исх.N 11/136/2010-291) об отказе в регистрации договора аренды. В основание отказа сослалось на абзац 9 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 3 ст. 26 названого закона.
Рассматривая дело в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды руководствовались положением ч. 4 ст. 200 Кодекса, согласно которой арбитражный суд проверяет оспариваемое решение и устанавливает соответствие его закону или иному нормативному правовому акту, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Кодекса обязанность доказывания такого соответствия возлагается на орган, издавший оспариваемое решение.
При проверке законности оспариваемого заявителем решения органа об отказе в регистрации договора с дополнительным соглашением суд не установил нарушений закона при отказе заявителю, исходя из требований ч. 3 ст. 201 Кодекса вынес судебное решение об отказе в удовлетворении требований.
При этом суд указал на п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить подлежащее передаче в качестве объекта аренды имущество.
При отсутствии таких данных условие об объекте считается несогласованным, а договор аренды незаключенным.
В частности, суд установил отсутствие сведений в отношении помещений передаваемых в аренду - части комнат 22, 23, их описания нет ни в экспликации, ни в поэтажном плане, отсутствует кадастровый паспорт не передаваемое в аренду помещение.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о регистрации прав в том случае, если в аренду сдаются здания, сооружения, помещения в них части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сданные в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
В отсутствие таких документов, которые по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, регистрирующий орган правомерно на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона отказал в государственной регистрации договора аренды с соглашением.
К тому же, договор аренды от 19.02.2002, заключенный на срок более одного года, не был зарегистрирован до 1.07.2008.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
С учетом изложенных обстоятельств судебные акты соответствуют нормам материального права, подлежащим применению, нарушений норм процессуального права арбитражными судами при рассмотрении дела и вынесении судебных актов не допущено, в связи с чем кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 октября 2010 года по делу N А40-92005/10-106-499 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К. Тихонова |
Судьи: |
О.И. Комарова |
|
Э.Г. Хомяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о регистрации прав в том случае, если в аренду сдаются здания, сооружения, помещения в них части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сданные в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
В отсутствие таких документов, которые по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, регистрирующий орган правомерно на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона отказал в государственной регистрации договора аренды с соглашением.
...
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2011 г. N КГ-А40/3637-11 по делу N А40-92005/10-106-499
Текст постановления официально опубликован не был