Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей: Стрельникова А.И., Нужнова С.Г.,
при участии в заседании:
от истца: Костюкова Е.Г., доверенность от 14.10.2010 г.; Бобровская О.В., доверенность от 16.07.2010 г.;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 09 июня 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Правительства Москвы на решение от 08 декабря 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Ахмадовой Т.Б., и на постановление от 09 марта 2011 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Овчинниковой С.Н., Веденовой В.А., Стешаном Б.В., по делу N А40-83851/10-55-722 по иску ОАО "Корпорация "Жилищная инициатива" о взыскании 7.808.592 руб. 91 коп. к Правительству Москвы, третьи лица: ФГУП "Московский институт теплотехники", Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства г. Москвы, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, установил:
ОАО "Корпорация "Жилищная инициатива" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы с требованием о взыскании 7.808.592 руб. 91 коп., в том числе произведенных истцом затрат в размере 7.320.079 руб. 55 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 488.513 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2010 года взыскано с Правительства Москвы в пользу ОАО "Корпорация "Жилищная инициатива" 7.564.336 руб. 23 коп., в том числе сумма произведенных истцом затрат в размере 7.320.079 руб. 55 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 244.256 руб. 68 коп., а также 62.042 руб. 96 коп. расходы по уплате госпошлины. В остальной части иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применения норм материального и процессуального права, а также указывает, что выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, поскольку инвестиционный контракт не расторгнут, то у ответчика отсутствует обязанность по возмещению денежных средств.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствии.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, между Правительством Москвы, ФГУП "Московский институт теплотехники" и ОАО "Корпорация "Жилищная инициатива" в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 18.06.2003 г. N 1039-РП 24.06.2004 г. заключен инвестиционный контракт N 13-028434-5201-0050-00001-04.
Предметом контракта является реализация инвестиционного проекта нового строительства на площадках по адресам: Отрадная ул., вл. 18-В; Отрадный пр-д, вл. 1-3, для переселения жителей из жилых домов, расположенных по адресам: Отрадный пр-д, д. 1/10 (Березовая аллея, д. 10/1) и Отрадный пр-д, д. 2/8 микрорайона 5-5аб района Отрадное (СВАО).
Ориентировочный объем инвестиций 310.000.000 руб., в том числе инвестиции в муниципальное жилье (доля Администрации) 93.000.000 руб.
Согласно пункта 5.3.1 контракта на истца возложены функции инвестора по проектированию, строительству и реконструкции жилых домов по адресам: ул. Отрадная, вл. 18-В, Отрадный пр-д, вл. 1-3, а также по оплате работ, выполненных заказчиком - ФГУП "Московский институт теплотехники" (пункт 6 Распоряжения от 18.06.2003 г. N 1039-РП), в том числе на разработку проекта планировки территории микрорайона 5-5аб района Отрадное, включая пятиэтажный жилой фонд по адресам: Отрадный пр-д, вл. 2-А; Отрадный пр-д, вл. 4; Отрадный пр-д, вл. 6; Отрадный пр-д, вл. 8; Отражный пр-д, вл. 10 (пункт 7.3 Распоряжения от 18.06.2003 г. N 1039-РП); исходно-разрешительной документации на застройку участков по адресам: ул. Отрадная, вл. 18В, Отрадный проезд, вл. 1-3, включая пятиэтажный жилой дом по адресу: Отрадный проезд, вл. 2/8 (пункт 6 Распоряжения от 18.06.2003 г. N 1039-РП); предложений по комплексной реконструкции по схеме волнового переселения в 2005-2010 гг. из пятиэтажных домов микрорайона 5-5аб района Отрадное по адресам: Отрадный проезд, вл. 2-А; Отрадный проезд, вл. 4; Отрадный проезд, вл. 6; Отрадный проезд, вл. 8; Отрадный проезд, вл. 10, с указанием необходимой для переселения из указанных домов доли города в реконструируемых и вновь построенных жилых домах, а также необходимых объектов соцкультбыта (пункт 7.4 Распоряжения от 18.06.2003 г. N 1039-РП).
В августе 2008 года Правительство Москвы приняло решение о реализации в 2008-2017 гг. II этапа комплексной реконструкции мкр. 5-5аб района Отрадное в соответствии с разработанным Заказчиком ФГУП "Московский институт теплотехники" и оплаченным Инвестором ОАО "Корпорация "Жилищная инициатива" проектом планировки, включая строительство за счет средств бюджета г. Москвы "стартового" жилого дома по адресу: Отрадный пр-д, вл. 1-3.
В соответствии с распоряжением от 28.08.2008 г. N 1966-РП, функции государственного заказчика на проектирование и строительство II этапа реконструкции микрорайона 5-5аб района Отрадное с застройкой территории на местах сносимых домов: Отрадный пр-д., д. 1/10, Отрадный пр-д., д. 2а, Отрадный пр-д., д. 4, Отрадный пр-д., вл. 6, Отрадный пр-д., вл. 8, Отрадный пр-д., вл. 10, Отрадный пр-д., вл. 1-3, с учетом инженерной подготовки территории, включая городские магистральные инженерные коммуникации, возложены на ответчика в лице Департамента городского заказа капитального строительства г. Москвы.
Как установлено судами, общая сумма произведенных истцом затрат по разработке документов с учетом индексации составляет 7.320.079 руб. 55 коп.
По поручению Заместителя руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы N ДДМС-5472/9 от 16.04.2009 г. Контрольно-ревизионное управление Департамента провело документальную проверку фактических затрат истца на разработку проекта планировки территории мкр. 5-5аб района Отрадное и Акта разрешенного использования участка территории строительного объекта для осуществления строительства жилого дома по адресу: г. Москва, Отрадный пр-д, вл. 1-3, по результатам которого было подготовлено Заключение КРУ ДДМС от 30.07.2009 г. N ДДМС-7439/9, в котором ответчик документально подтвердил затраты истца на разработку указанных выше документов на общую сумму 2.777.700 руб., что с учетом индексации и в соответствии с пунктом 1.3 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 430-ПП (в ред. от 23.06.2009 г. N 597-ПП на момент передачи Городскому Заказчику строящихся объектов (распоряжение Правительства Москвы от 28.08.2008 г. N 1966-РП) составляет - 4.554.464 руб. 73 коп.
Затраты на разработку исходно-разрешительной и проектной документации, подтвержденные первичными документами бухгалтерского учета истца, на сумму 1.632.459 руб. 37 коп. (с учетом индексации сумма затрат составляет - 2.769.756 руб. 23 коп.), КРУ ДДМС подтверждены не были.
28.10.2009 г. истец обратился к ответчику с обращением за компенсацией.
Письмом исх. N ДПР/9-21230 от 23.12.2009 г. Правительство Москвы сообщило, что по итогам рассмотрения указанного вопроса по мнению Департамента экономической политики и развития города Москвы, компенсация документально подтвержденных затрат на разработку проекта планировки территории мкр. 5-5аб района Отрадное и акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства жилого дома по адресу: Отрадный пр-д, вл. 1-3, от 01.02.2006 г. N А-1373/01 должна производиться на основании соответствующего решения Арбитражного суда города Москвы.
Кассационная коллегия считает, что суды обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании 7.320.079 руб. 55 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами с учетом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 244.256 руб. 68 коп.
Довод ответчика о том, что инвестиционный контракт не расторгнут, а потому у него отсутствует обязанность по возмещению денежных средств, правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку обязанность по возмещению денежных средств у ответчика возникла на основании Распоряжения Правительства Москвы N 1966-РП от 28.08.2008 г. Кроме того, Дополнительным соглашением к Инвестконтракту от 29.12.2009 г. п. 2.1 контракта заменен адрес Отрадный проезд, вл. 1-3, на Отрадный проезд, вл. 2/8, а потому все работы по Отрадному проезду, вл. 1-3, прекращены.
Также правомерно отклонен довод ответчика о том, что судом необоснованно применена индексация в сумме произведенных затрат, поскольку индексация предусмотрена пунктом 1.3 Постановления Правительства Москвы N 430-ПП от 27.06.2006 г.
Довод ответчика о том, что судом необоснованно приняты во внимание документы по расходам истца, датированные 2003 годом, тогда как контракт был заключен только в 2004 году, рассмотрен апелляционным судом и правильно отклонен, поскольку указанные затраты предусмотрены пунктами 7.3, 7.4 Распоряжения Правительства Москвы N 1039 от 18.06.2003 г.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов об удовлетворении исковых требований законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2011 года по делу N А40-83851/10-55-722 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.И. Стрельников |
|
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ответчика о том, что инвестиционный контракт не расторгнут, а потому у него отсутствует обязанность по возмещению денежных средств, правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку обязанность по возмещению денежных средств у ответчика возникла на основании Распоряжения Правительства Москвы N 1966-РП от 28.08.2008 г. Кроме того, Дополнительным соглашением к Инвестконтракту от 29.12.2009 г. п. 2.1 контракта заменен адрес Отрадный проезд, вл. 1-3, на Отрадный проезд, вл. 2/8, а потому все работы по Отрадному проезду, вл. 1-3, прекращены.
Также правомерно отклонен довод ответчика о том, что судом необоснованно применена индексация в сумме произведенных затрат, поскольку индексация предусмотрена пунктом 1.3 Постановления Правительства Москвы N 430-ПП от 27.06.2006 г.
Довод ответчика о том, что судом необоснованно приняты во внимание документы по расходам истца, датированные 2003 годом, тогда как контракт был заключен только в 2004 году, рассмотрен апелляционным судом и правильно отклонен, поскольку указанные затраты предусмотрены пунктами 7.3, 7.4 Распоряжения Правительства Москвы N 1039 от 18.06.2003 г."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2011 г. N КГ-А40/4900-11 по делу N А40-83851/10-55-722
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12874/11
17.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4382/11
09.03.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1190/2011
08.12.2010 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-83851/10