Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Цирулик О.В.,
судей: Гребенщикова С.И., Красковской О.Г.,
при участии от заявителя: Гракова И.А., представитель по доверенности от 03.06.2011 N 14 (до перерыва) от ответчика: представитель не явился от заинтересованного лица: представитель не явился,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на решение от 24.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу N А51-18565/2010 Арбитражного суда Приморского края по заявлению администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края к Думе Хасанского муниципального района заинтересованное лицо: администрация Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения.
Администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (далее - администрация поселения; адрес (место нахождения): ул. Молодежная, п. Славянка, Хасанский район, Приморский край, 692701; ОГРН 1052502757251) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным пункта 2 решения Думы Хасанского муниципального района (далее - Дума; адрес (место нахождения): ул. Молодежная, п. Славянка, Хасанский район, Приморский край, 692701; ОГРН 1022501194605) от 25.08.2010 N 244 "О согласовании отвода земельных участков администрации Славянского городского поселения для организации мест массового отдыха населения".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Хасанского муниципального района Приморского края (далее - администрация района; адрес (место нахождения): ул. Молодежная, п. Славянка, Хасанский район, Приморский край, 692701; ОГРН 1022501194286).
Требования администрации поселения обоснованы отсутствием предусмотренных Земельным кодексом РФ оснований для отказа в предоставлении заявителю земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование для целей эффективного решения вопросов местного значения, установленных подпунктом 15 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением суда от 24.02.2011 требования администрации поселения удовлетворены частично: оспариваемый пункт 2 решения Думы от 25.08.2010 N 244 в части отказа в согласовании отвода земельных участков с кадастровыми номерами 25:20:050101:2765 и 26:20:050101:2787 признан незаконным в связи с его несоответствием в указанной части Земельному кодексу РФ. Суд обязал Думу повторно рассмотреть вопрос о согласовании отвода указанных земельных участков администрации поселения для организации мест массового отдыха населения в месячный срок с момента вступления решения в законную силу. В признании незаконным того же пункта решения Думы в части отказа в согласовании отвода земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:2791 отказано.
Решение в части удовлетворенных требований мотивировано тем, что испрашиваемые земельные участки необходимы заявителю для создания условий для массового отдыха жителей поселения, и предусмотренных законом запретов для их предоставления органу местного самоуправления не имеется. Отказ в удовлетворении остальной части требований обусловлен отнесением земельного участка к землям запаса, что препятствует распоряжению им до перевода земли в иную категорию.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы администрации поселения, решение от 24.02.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация поселения выражает несогласие с состоявшимися судебными актами в части отказа в признании незаконным оспариваемого пункта 2 решения Думы об отказе в согласовании отвода земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:2791 и просит в этой части решение суда первой инстанции изменить, постановление апелляционного суда отменить полностью.
В обоснование жалобы приведен довод о том, что судами не принято во внимание наличие постановления администрации Хасанского муниципального района от 16.06.2010 N 520, согласно которому спорный земельный участок переведен в категорию земель особо охраняемых территорий, а также кадастровой выписки от 05.07.2010 N 02-2010-2054, также содержащей аналогичные сведении.
Администрация района в отзыве на кассационную жалобу считает приведенные в ней доводы необоснованными, ссылаясь на то, что сведения об изменении категории спорного участка суду первой инстанции известны не были. Просила рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие ее представителя.
От Думы отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представитель администрации поселения в судебном заседании арбитражного суда кассационной интенции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы и дополнительно пояснил, что все испрашиваемые земельные участки находятся в границах муниципального образования, государственная собственность на них не разграничена, поэтому полномочиями по их распоряжению обладает исключительно муниципальный район.
Дума и администрация района, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседание 23.08.2011 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 29.08.2011, после которого представители участвующих в деле лиц не явились.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, оснований для их отмены или изменения не установил.
Как следует из материалов дела, 20.03.2007 администрация поселения обратилась в администрацию района по вопросу предоставления в постоянное (бессрочное) пользование для целей решения вопросов местного значения - организации обустройства мест массового отдыха населения земельных участков:
- площадью 7,5 га, расположенного примерно в 3000 м по направлению на юго-восток от ориентира г. Маньчжурская, расположенного за пределами участка, адрес ориентира Хасанский район, на побережье бухты Баклан;
- площадью 0,06 га, расположенного примерно в 1105 м по направлению на юг от ориентира дом N 13 по ул. Туманная в пгт. Славянка Хасанского района;
- площадью 9 га, расположенного примерно в 630 м по направлению на юг от вершины с отметкой 82,4, расположенной в Хасанском районе, на побережье бухты Бойсмана.
Распоряжениями Управления по распоряжению землями и муниципальным имуществом администрации района от 22.03.2010 N 170, от 27.04.2010 N 304 и от 27.04.2010 N 3069 утверждены схемы расположения испрашиваемых администрацией поселения земельных участков.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: земельному участку площадью 600 кв. м - N 25:20:050101:2765, участку площадью 9000 кв. м - N 25:20:050101:2791, участку площадью 7500 кв. м - N 25:20:050101:2787, о чем выданы кадастровые паспорта от 01.04.2010 N 02-210-0967, от 04.05.2010 N 02-2010-1360 и от 04.05.2010 N 02-2010-1355, соответственно.
06.05.2010 и 18.05.2010 администрация поселения направила в администрацию района необходимые документы для решения вопроса об отводе заявителю испрашиваемых земельных участков. Данные документы 09.05.2010 и 27.05.2010 переданы в Думу для рассмотрения и согласования.
Думой принято решение от 25.08.2010 N 244, согласно пункту 2 которого в согласовании отвода администрации поселения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 25:20:050101:2765, 25:20:050101:2791 и 25:20:050101:2787, отказано.
Не согласившись с указанным отказом, администрация поселения оспорила его в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам относятся к вопросам местного значения поселения.
Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения может находиться в собственности поселений (подпункт 11 пункта 2 статьи 50 Закона о местном самоуправлении).
По смыслу пункта 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование органам местного самоуправления иных муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются, в том числе органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 10 (абзац 2) статьи 3 Федерального закона от 25.10. 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Арбитражные суды, сославшись на пункт 2.4 нормативного правового акта Думы от 06.05.2009 N 16-НПА "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах Хасанского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством", исходя из категории испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 25:20:050101:2765 и 26:20:050101:2787 пришли к обоснованному выводу о том, что администрация поселения в данном случае вправе ставить перед администрацией района, уполномоченной распоряжаться испрашиваемыми земельными участками, вопрос о передаче в постоянное (бессрочное пользование) земельных участков для целей обустройства мест массового отдыха населения и правовые основания для отказа в предоставлении этих участков отсутствуют.
При таких обстоятельствах признание незаконным оспариваемого пункта 2 решения Думы от 25.08.2010 N 244 в части отказа в согласовании отвода земельных участков с кадастровыми номерами 25:20:050101:2765 и 26:20:050101:2787 соответствует фактическим обстоятельствам дела и приведенным выше нормам материального права. Выводы арбитражных судов в данной части заявителем кассационной жалобы не опровергаются.
Отказывая в удовлетворении требований администрации поселения в оставшейся части, арбитражные суды правомерно исходили из того, что согласно представленным в материалы дела доказательствам, в том числе кадастровому паспорту от 04.05.2010 N 02-2010-1360, спорный земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:2791 полностью расположен в землях запаса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (пункт 2 статьи 103 ЗК РФ).
Администрация района вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представила арбитражным судам доказательств соблюдения порядка перевода указанного земельного участка в другую категорию, установленного Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" до ее обращения в администрацию района и Думу по вопросу предоставления спорного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы, основанные на наличии постановления администрации Хасанского муниципального района от 16.06.2010 N 520 о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:2791 в категорию земель особо охраняемых территорий и подтверждающей эти обстоятельства кадастровой выписки от 05.07.2010 N 02-2010-2054, судом отклоняются, поскольку не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов.
Указанные документы в администрацию района заявителем жалобы не направлялись, что следует из содержания письма от 18.05.2010 N 383 (т. 1 л.д. 108-109), поэтому Дума не обладала такой информацией при принятии оспариваемого решения, следовательно, данное решение в этой части не может быть признано незаконным.
При этом, как правильно указал апелляционной суд в обжалуемом постановлении, администрация поселения не доказала нарушения ее прав и законных интересов принятым Думой решением от 25.08.2010 N 244 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:2791. Более того заявитель жалобы не лишен возможности повторно обратиться к уполномоченным органам муниципальной власти района по вопросу предоставления спорного участка.
Поскольку нормы материального права применены арбитражными судами верно, нарушений норм процессуального права судами не допущено, то обжалуемые судебные акты отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу N А51-18565/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10 (абзац 2) статьи 3 Федерального закона от 25.10. 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
...
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (пункт 2 статьи 103 ЗК РФ).
Администрация района вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представила арбитражным судам доказательств соблюдения порядка перевода указанного земельного участка в другую категорию, установленного Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" до ее обращения в администрацию района и Думу по вопросу предоставления спорного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 сентября 2011 г. N Ф03-4023/2011 по делу N А51-18565/2010
Текст постановления официально опубликован не был