Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации Пановкиной Светланы Анатольевны (доверенность от 21.12.2010 N 487), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Тройкиной Елены Леонидовны (доверенность от 09.08.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2010 года по делу N А19-14085/10 (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В.), установил:
Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным пунктов 15, 86 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Роспотребнадзор, управление) от 17.05.2010 N 000886.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2010 года заявленные требования удовлетворены частично. Предписание Роспотребнадзора от 17.05.2010 N 000886 признано недействительным в части пункта 86. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2010 года решение суда от 20 октября 2010 года в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 15 предписания управления от 17.05.2010 N 000886 отменено. В отмененной части принят новый судебный акт. Признан недействительным пункт 15 предписания Роспотребнадзора от 17.05.2010 N 000886, как несоответствующий Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции от 09.09.2010.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Роспотребнадзор обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, по делу принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, право на изменение размера санитарно-защитной зоны может быть реализовано исключительно в порядке, установленном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3, так как, вступившие в силу на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции новые требования СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, устанавливающие нормативы санитарно-защитной зоны, не распространяются на действующие предприятия, каковым является ОАО "Иркутскэнерго". В связи с чем предписание от 17.05.2010 N 000886 в части пункта 15 не нарушает прав и законных интересов общества.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Роспотребнадзора подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель общества считает судебный акт законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.03.2010 N 000886 должностными лицами Роспотребнадзора в период с 23.03.2010 по 17.05.2010 проведена плановая выездная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
По результатам проверки составлен акт от 17.05.2010 N 000886.
17.05.2010 должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области вынесено предписание N 000886, в соответствии с которым (пункт 15) в срок до 31.12.2011 обществу необходимо представить проектные материалы по изменению и установлению санитарно-защитной зоны для предприятия Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ОАО "Иркутскэнерго", в соответствии с требованиями пункта 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным пункта 15 обжалуемого предписания, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание в части пункта 15 нельзя расценивать как нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в рассматриваемом случае право на изменение размера санитарно-защитной зоны может быть реализовано исключительно в порядке, установленном нормативным документом (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), обязательным для исполнения всеми субъектами соответствующих правоотношений.
Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным пункта 15 предписания и признавая пункт 15 предписания недействительным, как несоответствующий Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 в редакции от 09.09.2010 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (статья 11).
В силу статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц (пункт 3).
Согласно пункту 1 постановления Администрации г. Иркутска от 05.10.2009 N 031-06-3302/9 г. "О санитарно-защитных зонах промышленных предприятий г. Иркутска" (далее - постановление от 05.10.2009 N 031-06-3302/9) предприятиям, организациям независимо от форм собственности, имеющим промышленные объекты и производства, включающие стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.), на территории г. Иркутска, рекомендовано разработать проекты санитарно-защитных зон, организовать и обустроить санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с пунктом 130 Приложения N 1 к постановлению от 05.10.2009 N 031-06-3302/9, в Перечень промышленных объектов и производств, включающие стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.) на территории г. Иркутска, которым рекомендовано разработать проекты санитарно-защитных зон, организовать и обустроить санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", входит Ново-Иркутская ТЭЦ ОАО "Иркутскэнерго".
Как установлено материалами дела, мощность Ново-Иркутской ТЭЦ на 2009-2012 годы составляет 655мВт (мегаватт), по тепловой - 1850,4 Гкал (гигакалорий).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пункту 2.12 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38, для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а так же с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон: предприятия первого класса - 1000 м; предприятия второго класса - 500 м; предприятия третьего класса - 300 м; предприятия четвертого класса - 100 м; предприятия пятого класса - 50 м.
С учетом указанных норм права Ново-Иркутская ТЭЦ является предприятиям первого класса опасности, размер санитарно-защитной зоны которого составляет 1000 м.
Пунктами 2.19, 2.20 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрены условия, при которых размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены или увеличены по сравнению с классификацией.
Согласно пункту 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции Изменения N 1, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 25 от 10.04.2008, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств первого класса опасности, осуществляется на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.; оценки риска здоровью населения; - данных систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции Изменения N 2, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 61 от 06.10.2009, размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Следовательно, поскольку Ново-Иркутская ТЭЦ входит в группу промышленных объектов и производств, для нее устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона.
Как следует из протокола санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта от 17.12.2007 N 1468, Ново-Иркутская ТЭЦ отнесена к предприятиям второго класса опасности, с установлением санитарно-защитной зоны 500 м.
В экспертном заключении от 17.12.2007 N 1468/02 указано о несоответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Роспотребнадзор пришел к выводу о соответствии указанного проекта требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". В связи с чем, управлением было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта СанПиН 2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест, СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно не принял санитарно-эпидемиологическое заключение N 38.ИЦ.06.000.Т.000116.02.08 от 01.02.2008, как документ, установивший размер санитарно-защитной зоны Ново-Иркутской ТЭЦ в границах промплощадки, так как размер санитарно-защитной зоны, установленный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для предприятий соответствующего класса опасности изменен с нарушением установленного порядка изменения и утверждения размера санитарно-защитной зоны, поскольку указанное изменение могло иметь место лишь на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
В связи с чем сделал вывод, что обжалуемый пункт 15 предписания N 000886 не нарушает прав и законных интересов общества.
В соответствии со статьей 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Порядок вступления в силу приказов Роспотребнадзора установлен приказом Роспотребнадзора от 16.12.2005 N 797 "О порядке опубликования и вступления в силу приказов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации".
Судом апелляционной инстанции установлено, что новые требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, устанавливающие нормативы санитарно-защитной зоны, не распространяются на действующие предприятия, каковым является ОАО "Иркутскэнерго". Поскольку общество в настоящее время не имеет оснований для (изменения или увеличения) установленной санитарно-защитной зоны, предусмотренных пунктами 2.19, 2.20 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об изменении санитарно-защитной зоны не требуется.
Проект организации санитарно-защитной зоны Ново-Иркутской ТЭЦ выполнен в соответствие с требованиями действующего на момент разработки проекта СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенного в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38.
В соответствии с Изменениями и дополнениями N 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122, вступившими в силу с 12.11.2010 требования новой редакции СанПиН не распространяются на действующие промышленные объекты и производства, а распространяются только на вновь строящиеся и реконструируемые объекты и производства.
ОАО "Иркутскэнерго" является действующим производством и не находится в стадии реконструкции.
Учитывая, что в пункте 15 предписания от 17.05.2010 N 000886 указан срок до 31.12.2011 о необходимости обществу представить проектные материалы по изменению и установлению санитарно-защитной зоны для предприятия Ново-Иркутской ТЭЦ, филиала ОАО "Иркутскэнерго", в соответствии с требованиями пункта 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция), а Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции от 09.09.2010 данная обязанность отменена, то обязанность по представлению проектных материалов по изменению и установлению санитарно-защитной зоны для предприятия Ново-Иркутской ТЭЦ, филиала ОАО "Иркутскэнерго" отпала. Поскольку указанный пункт предписания вступил в противоречие с новым законом, суд апелляционной инстанции обоснованно признал его недействительным.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, по данному делу не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2010 года по делу N А19-14085/10 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Ю. Пущина |
Судьи: |
Л.А. Кадникова |
|
М.М. Шелемина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Изменениями и дополнениями N 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122, вступившими в силу с 12.11.2010 требования новой редакции СанПиН не распространяются на действующие промышленные объекты и производства, а распространяются только на вновь строящиеся и реконструируемые объекты и производства.
...
Учитывая, что в пункте 15 предписания от 17.05.2010 N 000886 указан срок до 31.12.2011 о необходимости обществу представить проектные материалы по изменению и установлению санитарно-защитной зоны для предприятия Ново-Иркутской ТЭЦ, филиала ОАО "Иркутскэнерго", в соответствии с требованиями пункта 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция), а Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции от 09.09.2010 данная обязанность отменена, то обязанность по представлению проектных материалов по изменению и установлению санитарно-защитной зоны для предприятия Ново-Иркутской ТЭЦ, филиала ОАО "Иркутскэнерго" отпала. Поскольку указанный пункт предписания вступил в противоречие с новым законом, суд апелляционной инстанции обоснованно признал его недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2011 г. N Ф02-697/2011 по делу N А19-14085/10
Текст постановления официально опубликован не был