Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Скубаева А.И., Смоляк Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Алика" - Дружининой Натальи Анатольевны (доверенность от 14.12.2010); от Иркутской таможни - Валуевой Ольги Владимировны (доверенность от 18.01.2011 N 20), Репиной Ларисы Сергеевны (доверенность от 24.11.2010 N 109),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алика" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2011 года по делу N А19-20753/10 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Ячменев Г.Г.), установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алика" (ОГРН: 1033801007184) (далее - ООО "Алика", общество) обратилось в Арбитражный суд иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным письма Иркутской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 13.07.2010 N 11-01-53/10228 "Об оставлении заявлений без рассмотрения" и обязании таможни вернуть излишне уплаченные денежные средства по 64 заявлениям общества от 28.06.2010 на общую сумму 6 504 562 рубля 42 копейки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2011 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене, общество указывает на то, что оспариваемое письмо фактически является отказом в возврате излишне уплаченных таможенных платежей; данное письмо свидетельствует о том, что было рассмотрено только одно заявление о возврате, а не все 64 заявления; в приложенных к заявлениям копиях определений Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 по делам N А19-17760/08 и N А19-18961/08 допущена опечатка в указании даты протоколов испытаний N 33-262 и N 47-262, которые являются правовым основанием для возврата денежных средств и данные протоколы составлены в отношении одного и того же образца товара; выводы судов о том, что "Samsung Electronics Co. Ltd" не имеет отношения к поставке товаров, не соответствуют представленным доказательствам; судом первой инстанции неправомерно указано на то, что ответчик не представил необходимых для возврата документов; судами не учтено, что таможенные декларации по данному делу не были предметом исследования в рамках дела N А19-17760/08.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутская таможня просит отказать в ее удовлетворении, судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и следует из материалов дела, что во исполнение внешнеторгового контракта от 07.06.2005 NSAM-ALI111, заключенного между ООО "Алика" и "Samsung Electronics Overseas B.V.", обществом на таможенную территорию Российской Федерации в 2007-2008 годах ввезен товар (бытовые холодильники-морозильники марки "Samsung" моделей RL33EAMS, RL33EASW, RL33EBMS, RL33EBSW, объемом 290 литров), предъявленный к таможенному оформлению по 64 грузовым таможенным декларациям (ГТД) NN 10607040/180208/0001380, 10607040/280108/0000706, 10607040/280807/0010881, 10607040/280108/0000704, 10607040/261207/0016208, 10607040/271107/0014753, 10607040/191007/0013158, 10607040/190907/0011882, 10607040/101007/0012816, 10607040/280807/0010878, 10607040/280108/0000707, 10607040/110308/0002042, 10607040/270907/0012235, 10607040/280108/0000687, 10607040/211107/0014514, 10607040/220108/0000453, 10607040/231007/0013247, 10607040/250108/0000650, 10607040/181207/0015795, 10607040/160707/0009062, 10607040/271207/0016267, 10607040/180208/0001399, 10607040/060907/0011296, 10607040/261207/0016222, 10607040/271107/0014754, 10607040/211107/0014502, 10607040/221007/0013203, 10607040/260907/0012166, 10607040/261007/0013449, 10607040/1812070015794, 10607040/180208/0001400, 10607040/171007/0013071, 10607040/171007/0013068, 10607040/171007/0013066, 10607040/170807/0010435, 10607040/161007/0013000, 10607040/160807/0010363, 10607040/160807/0010355, 10607040/160707/0009060, 10607040/150807/0010316, 10607040/150807/0010296, 10607040/150208/0001309, 10607040/141207/0015671, 10607040/140807/0010272, 10607040/121207/0015542, 10607040/140108/0000155, 10607040/131207/0015595, 10607040/010208/0000890, 10607040/121007/0012891, 10607040/110308/0002049, 10607040/091107/0014008, 10607040/070308/0001991, 10607040/070308/0001990, 10607040/061107/0013849, 10607040/060308/0001950, 10607040/051207/0015195, 10607040/051007/0012634, 10607040/050907/0011275, 10607040/041207/0015138, 10607040/040907/0011223, 10607040/040907/0011210, 10607040/010208/0000891, 10607040/261007/0013443, 10607040/300108/0000803.
Обществом уплачены таможенные платежи за ввезенный по указанным ГТД товар из расчета 0,24 евро за литр объема холодильников, после чего товар выпущен для свободного обращения. Объем холодильников определен на основании инструкции для пользователя.
Полагая, что в результате неправильного определения объема ввезенных холодильников излишне уплачены таможенные платежи в сумме 6 504 562 рублей 42 копеек, ООО "Алика" 28.06.2010 обратилось в таможенный орган с 64 заявлениями об их возврате по каждой из указанных ГТД.
Письмом от 13.07.2010 N 11-01-53/10228 таможня уведомила общество об оставлении его заявлений без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, разъяснив обществу право повторного обращения в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) денежных средств с приложением надлежащих документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин.
Считая, что действиями таможенного органа нарушены его права и законные интересы, ООО "Алика" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма таможни.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из правомерности оставления таможней всех заявлений общества без рассмотрения, поскольку документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин и необходимые для принятия решения о возврате (зачете) денежных средств, обществом в таможенный орган не представлены.
Суд по результатам правовой оценки представленных с заявлениями документов признал, что они не подтверждают факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела, дополнительно указав, что оспариваемое письмо таможни не является отказом в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения правоотношений) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом (пункт 1); излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (пункт 2).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, установлен Приложением N 1 к приказу ГТК России от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления", согласно которому при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин должны быть представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Согласно пункту 16.12 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам (утверждены распоряжением ГТК России от 27.11.2003) при отсутствии в заявлении сведений и непредставлении необходимых документов, перечень которых утвержден приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607, заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 дней со дня поступления заявления в таможенный орган. В случае возврата заявления без рассмотрения плательщик вправе повторно обратиться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Арбитражными судами двух инстанций установлено, что в подтверждение факта излишней уплаты таможенных платежей по 64 ГТД обществом представлены: копии платежных поручений; копии определений Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 по делам N А19-17760/08 и N А19-18961/08; копия протокола испытаний от 05.02.2007 N 33-262; копия письма ЗАО "РОСТЕСТ" от 03.08.2009 N 201-12/20; копия паспорта Аталяна М.Л.; образцы подписей и оттиска печатей.
Исследовав и оценив указанные документы в соответствии с требованиями статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что данные документы не подтверждают факт излишней уплаты обществом таможенных платежей.
Согласно приложениям к распоряжениям ФТС России от 20.12.2006 N 459-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров" и от 22.12.2009 N 229-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" для целей классификации холодильников и морозильников необходимо использовать сведения о емкости (внутреннем объеме, вместимости) конкретной модели товара, которые указаны в техническом паспорте, в инструкции по эксплуатации товара, а также на бирке, расположенной на корпусе.
В этой связи суды обоснованно указали, что представленные с заявлениями документы не подтверждают факт излишней уплаты обществом таможенных платежей.
Доводы общества, оспаривающие указанные выводы судов, подлежат отклонению, как направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Арбитражным судом первой инстанции обоснованно установлено, что по своему содержанию оспариваемое письмо содержит сведения об оставлении без рассмотрения всех 64 заявлений общества, вследствие чего противоположный довод общества также подлежит отклонению.
Как следует из содержания оспариваемого письма, заявления общества оставлены без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, обществу разъяснено право повторно обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) денежных средств с приложением подтверждающих документов.
Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое письмо не является отказом в возврате денежных средств, является правильным, а доводы общества в указанной части не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что общество оспариваемым письмом не лишено права на возврат (зачет) денежных средств, а письмо таможни соответствует вышеприведенным нормам материального права, арбитражные суды двух инстанций постановили законные, обоснованные и мотивированные выводы об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2011 года по делу N А19-20753/10 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
А.И. Скубаев |
|
Л.И. Смоляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16.12 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам (утверждены распоряжением ГТК России от 27.11.2003) при отсутствии в заявлении сведений и непредставлении необходимых документов, перечень которых утвержден приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607, заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 дней со дня поступления заявления в таможенный орган. В случае возврата заявления без рассмотрения плательщик вправе повторно обратиться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
...
Согласно приложениям к распоряжениям ФТС России от 20.12.2006 N 459-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров" и от 22.12.2009 N 229-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" для целей классификации холодильников и морозильников необходимо использовать сведения о емкости (внутреннем объеме, вместимости) конкретной модели товара, которые указаны в техническом паспорте, в инструкции по эксплуатации товара, а также на бирке, расположенной на корпусе.
...
Как следует из содержания оспариваемого письма, заявления общества оставлены без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, обществу разъяснено право повторно обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) денежных средств с приложением подтверждающих документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 августа 2011 г. N Ф02-3213/2011 по делу N А19-20753/10
Текст постановления официально опубликован не был