Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лаптева Н.В., Лукьяненко М.Ф.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барнаултех" на решение от 27.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 07.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А03-8335/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаултех" (ИНН 2225095407, ОГРН 1082225005939) к комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (ИНН 2221114698, ОГРН 1062221001160) о признании незаконным решения о приостановлении оформления документов, об обязании подготовить схему расположения земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаултех" (далее - ООО "Барнаултех", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (далее - комитет) о признании незаконным решения о приостановлении оформления документов по изготовлению схемы расположения земельного участка примерной площадью 0,45 га, расположенного по ул. Власихинская в городе Барнауле, для строительства здания общественного назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его выбора (далее - Решение), изложенное в письме от 08.04.2010 г. N ПИ456/01-13/4; об обязании комитета подготовить схему расположения земельного участка примерной площадью 0,45 га, расположенного по ул. Власихинская в городе Барнауле, для строительства здания общественного назначения на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его выбора и подготовить проект постановления Главы города об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно заявлению ООО "Барнаултех".
Решением от 27.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 07.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявления ООО "Барнаултех".
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами к спорным отношениям неправильно применен пункт 1 статьи 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, поскольку схемой расположения земельного участка границы не устанавливаются, в связи с чем, данная схема не затрагивает прав и законных интересов других лиц и ее согласование ни с кем из заинтересованных лиц не требуется; отсутствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является препятствием для принятия решения органом местного самоуправления в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, что в свою очередь, лишает заявителя права на получение разрешения о предварительном согласовании места размещения объекта, а, следовательно, нарушает его права и законные интересы на приобретение земельного участка в порядке, установленном законом, и использование его в предпринимательской деятельности.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а судебные акты - отмене.
Материалами дела установлено, что 15.05.2009 ООО "Барнаултех" обратилось в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявкой N 3375 о выборе земельного участка для строительства здания общественного назначения по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 194.
В целях реализации статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.4. Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48, Главным управлением было направлено обращение от 08.07.2009 N АН-7276 в администрацию г. Барнаула.
Письмом от 03.08.2009 N 1133/01-07 комитет по архитектуре и развитию города Барнаула предоставил акт от 29.07.2009 N 455 о выборе земельного участка для строительства здания общественного назначения по ул. Власихинская, 194.
Заявитель 19.11.2009 обратился в комитет с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка по указанному адресу.
Подготовив проект схемы расположения земельного участка и руководствуясь пп. 10,11 п. 2.2 Соглашения от 12.03.2007 "О взаимодействии по обеспечению реализации прав граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков", 16.02.2010 комитет представил в Главное управление имущественных отношений Алтайского края, осуществляющему функции собственника смежных земельных участков, на согласование схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровых кварталах 22:63:030325, 22:63:030324.
Комитет решением, оформленным письмом от 08.04.2010 за исх. N ПИ456/01-13/4, приостановил оформление документов ООО "Барнаултех", сообщив о невозможности продолжения подготовки схемы расположения земельного участка по адресу: ул. Власихинская, 194 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства здания общественного назначения в связи с тем, что данная схема отклонена от согласования Главным управлением имущественных отношений Алтайского края по причинам, обозначенным в письме от 06.04.2010 г.
Полагая, что у комитета отсутствовали правовые основания для приостановления оформления документов и составления ответа с подобным содержанием, ООО "Барнаултех" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Барнаултех" требований, суд первой инстанции исходил из того, что работа по подготовке схемы расположения земельного участка по ул. Власихинская,194 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и принятие решения о приостановлении работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории осуществлено комитетом в соответствии с требованиями законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Исходя из буквального смысла пункта 5 статьи 31 ЗК РФ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории прилагается к акту о выборе земельного участка для строительства, оформленного по результатам выбора земельного участка.
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане (далее - схема расположения земельного участка) в установленном порядке.
Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений (пункт 1.1. Положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 N 33) и вправе осуществлять деятельность только в рамках своих полномочий.
Принимаемые комитетом решения, в том числе о приостановлении подготовки схемы расположения земельного участка, должны соответствовать принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности данной процедуры.
Приостанавливая подготовку схемы расположения земельного участка и информируя об этом заявителя, комитет не привел нормы права, в силу которой при наличии письма Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 06.04.2010 он обязан или имеет право приостановить выполнение указанных работ. Не указано событие, до которого эти работы приостановлены, какие действия будут совершены комитетом для их возобновления.
Между тем, безмотивное принятие решения, не может являться основанием для приостановления оформления документов по изготовлению схемы расположения земельного участка.
При принятии судебных актов судами не учтено, что на момент обращения ООО "Барнаултех" с заявлением о подготовке и утверждении схемы земельного участка Генеральный план городского округа - города Барнаула не был утвержден.
Принимая во внимание изложенное, исходя из обстоятельств данного дела, выводы арбитражных судов обеих инстанций о том, что комитет правомерно принял решение о приостановлении выполнения соответствующих действий без указания срока и цели, для которой произведено приостановление, не основаны на подлежащих применению положениях статьи 31 ЗК РФ.
Неправильные выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Учитывая, что приостановление комитетом оформления документов носит произвольный, немотивированный характер и не основывается на нормах ЗК РФ, лишает заявителя возможности реализовать свои права в сфере предпринимательской деятельности, заявленные требования являются обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.
Для удовлетворения требования об обязании комитета подготовить проект постановления Главы города об утверждении схемы расположения земельного участка согласно заявлению ООО "Барнаултех" суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения. Из оспариваемого решения, оформленного письмом от 08.04.2010 N ПИ456/01-13/4, не следует, что комитет принял решение об отказе в подготовке проекта.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной заявителем при подаче кассационной жалобы, подлежат взысканию в его пользу с комитета (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По вопросу о взыскании с комитета судебных расходов по государственной пошлине суд кассационной инстанции исходит из того, что возлагает обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, от уплаты которых комитет не освобожден.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 2 части 2 статьи 287, статьями 288, 289" следует читать "пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288, 289"
решение от 23.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 07.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8335/2010 в части отказа в удовлетворении заявления об обязании подготовить проект постановления Главы города об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаултех" оставить без изменения. В остальной части судебные акты отменить.
Принять в данной части новый судебный акт. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Барнаултех" удовлетворить частично.
Признать незаконным решение о приостановлении оформления документов по изготовлению схемы расположения земельного участка примерной площадью 0,45 га, расположенного по ул. Власихинская в городе Барнауле для строительства здания общественного назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его выбора, изложенное в письме от 08.04.2010 г. N ПИ456/01-13/4, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки схемы расположения земельного участка примерной площадью 0,45 га, расположенного по ул. Власихинская, в городе Барнауле, для строительства здания общественного назначения на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами его выбора.
Взыскать с комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в пользу общества с ограниченной ответственностью "Барнаултех" 1000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
|
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений (пункт 1.1. Положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 N 33) и вправе осуществлять деятельность только в рамках своих полномочий.
...
При принятии судебных актов судами не учтено, что на момент обращения ООО "Барнаултех" с заявлением о подготовке и утверждении схемы земельного участка Генеральный план городского округа - города Барнаула не был утвержден.
Принимая во внимание изложенное, исходя из обстоятельств данного дела, выводы арбитражных судов обеих инстанций о том, что комитет правомерно принял решение о приостановлении выполнения соответствующих действий без указания срока и цели, для которой произведено приостановление, не основаны на подлежащих применению положениях статьи 31 ЗК РФ.
...
Учитывая, что приостановление комитетом оформления документов носит произвольный, немотивированный характер и не основывается на нормах ЗК РФ, лишает заявителя возможности реализовать свои права в сфере предпринимательской деятельности, заявленные требования являются обоснованным и подлежащим удовлетворению частично."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф04-996/2011 по делу N А03-8335/2010
Текст постановления официально опубликован не был