Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Гавриленко О.Л., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2010 по делу N А07-16442/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Бурибаевский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество, налогоплательщик) - Садчиков Д.А. (доверенность от 01.03.2011 N 14);
инспекции - Кучербаев Р.Т. (доверенность от 13.01.2011 N 02-08/00072), Фазылов А.Д. (доверенность от 27.05.2011).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 09.06.2010 N 09-09/09056 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за 2008 год в сумме 1 288 087 руб., начисления пеней в сумме 187 769 руб., взыскания штрафа в сумме 204 766 руб.
Решением суда от 29.12.2010 (судья Сафиуллина Р.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 (судьи Дмитриева Н.Н., Иванова Н.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что обществом не были учтены транспортные расходы по доставке руды до обогатительной фабрики, которые относятся к добычным работам, в связи с чем, занижена расчетная стоимость добытых полезных ископаемых.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 05.05.2010 N 160 и вынесено решение от 09.06.2010 N 09-09/09056 о доначислении налогов, пеней и штрафов в общей сумме 2 081 537 руб., в том числе о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1 288 087 руб., начислении соответствующих пеней в сумме 187 769 руб., взыскании штрафа в сумме 204 766 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 18.08.2010 N 474/16 решение инспекции от 09.06.2010 N 09-09/09056 утверждено.
Считая решение инспекции от 09.06.2010 N 09-09/09056 недействительным в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что этап транспортировки руды из рудника на обогатительную фабрику не связан с добычей полезного ископаемого, а необходим для обеспечения обогатительной фабрики сырьем (медной и медно-цинковой рудой Октябрьского месторождения) для производства медного концентрата. Обогатительная фабрика общества не принимает участия в процессе добычи руды, а является самостоятельным производственным подразделением организации, где поступившая из рудника руда проходит дальнейшую переработку.
В силу ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктом 7 ст. 339 Кодекса установлено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 указанной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Судами установлено, что общество осуществляло горнодобывающую деятельность на основании лицензии на право пользования недрами УФА N 13603/ТЭ от 01.03.2006 с целевым назначением и видами работ "добыча медно-цинково-серноколчеданных руд на Октябрьском месторождении".
В связи с отсутствием реализации добытых полезных ископаемых, общество исчисляет налог на добычу полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в соответствии с п. 4 ст. 340 Кодекса.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются произведенные налогоплательщиком расходы, связанные и относящиеся к добытому полезному ископаемому, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (п. 7 ст. 339, п. 4 ст. 340 Кодекса).
Судами установлено, что разработка Октябрьского месторождения ведется по проекту "Вскрытие и отработка запасов пятого участка Октябрьского месторождения", выполненному открытым акционерным обществом "Унипромедь" в 2000 году в соответствии с заданием на проектирование от 07.02.2000 и согласованному с Зауральским отделом Башкирского управления Госгортехнадзора.
Деятельность по добыче руды осуществляется налогоплательщиком подземным способом горным цехом (подземным рудником), включающим в свой состав Шахту (совокупность горных выработок и наземных сооружений, предназначенных для разработки месторождений полезных ископаемых подземным способом), а также комплекс вспомогательных и обслуживающих подразделений в пределах горного отвода - участка недр, предоставленного для добычи руды.
На шахте ведется добыча руды и ее первичная обработка - технологические операции по доведению до требуемого стандарта предприятия на добытое полезное ископаемое (Технические условия "Руды сульфидные медные и медно-цинковые" ТУ 1733-368-004-97), включая выемку, дробление негабаритов, транспортировку до ствола и выдачу руды на поверхность. На поверхности руда усредняется до планового содержания и соответствующая по качеству техническим условиям руда складируется на промплощадке рудника в пределах горного отвода (Горноотводный акт Башкирского управления Госгортехнадзора России от 04.06.2001 N 678-РД).
На этом технологический процесс добычи руды как полезного ископаемого завершается. Соответствующая по качеству техническим условиям медная руда является конечной товарной продукцией горного производства общества, предназначенной для реализации на сторону или непосредственной переработки на обогатительной фабрике (п. 127 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71).
Согласно подп. 1 п. 4 ст. 340 Кодекса при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются произведенные в налоговом периоде материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг).
Поскольку расходы по транспортировке добытой руды от рудника до обогатительной фабрики осуществлены обществом для производства медного концентрата (обеспечения обогатительной фабрики необходимым сырьем), они включены обществом в состав расходов по производству медного концентрата и не учтены в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых.
Для расчета налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого) общество применяет соответствующие налоговые регистры с указанием перечня прямых и косвенных расходов, связанных и относящихся к добыче медной руды.
Представленные налоговые регистры по налогу на добычу полезных ископаемых за 2008 год подтверждают фактическое определение обществом расчетной стоимости добытого полезного ископаемого без учета транспортных расходов на перевозку руды с рудника на обогатительную фабрику как не связанных с добычей полезного ископаемого.
В составе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого налогоплательщиком учтены транспортные расходы, связанные с перемещением руды, поднятой на поверхность для складирования на рудном складе в пределах горного отвода.
Судами установлено, что этап транспортировки руды из рудника на обогатительную фабрику не связан с добычей полезного ископаемого, а необходим для обеспечения обогатительной фабрики сырьем (медной и медно-цинковой рудой Октябрьского месторождения) для производства медного концентрата. Обогатительная фабрика общества не принимает участия в процессе добычи руды, а является самостоятельным производственным подразделением организации, где поступившая из рудника руда проходит дальнейшую переработку (обогащение) с применением особых технологий и специального оборудования, в результате которого получаются иные виды продукции - медный и цинковый концентраты, пригодные для металлургического передела и соответствующие техническим условиям, утвержденным "Унипромедь" ТУ 48-7-13-89, "ГИНЦВЕТМЕТ" ТУ 1721-007-00201402-2006.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом правомерно не включены транспортные расходы по доставке руды до обогатительной фабрики в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых.
Оснований для переоценки выводов судов в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и материалам дела, исследованным в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2010 по делу N А07-16442/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Ю. Глазырина |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
|
В.М. Первухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются произведенные налогоплательщиком расходы, связанные и относящиеся к добытому полезному ископаемому, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (п. 7 ст. 339, п. 4 ст. 340 Кодекса).
...
На этом технологический процесс добычи руды как полезного ископаемого завершается. Соответствующая по качеству техническим условиям медная руда является конечной товарной продукцией горного производства общества, предназначенной для реализации на сторону или непосредственной переработки на обогатительной фабрике (п. 127 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71).
Согласно подп. 1 п. 4 ст. 340 Кодекса при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются произведенные в налоговом периоде материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2011 г. N Ф09-3078/11-С3 по делу N А07-16442/2010
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3078/11