Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Маликовой Э.М., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Центр" (далее - общество "Сервис-Центр") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2011 по делу N А76-23033/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Администрация г. Магнитогорска Челябинской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "Сервис-Центр" об обязании ответчика в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу собственными силами и за свой счет осуществить демонтаж рекламных конструкций, расположенных на северном фасаде здания по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ленина, д. 89, а именно:
1. Конструкции, установленные на крыше с надписью: "Гостиница", "Урал", "Гостиница";
2. Панно на голубом фоне со слоганом "Заморозим*Охладим*Сохраним", данное панно разделено на шесть ячеек, в каждой их которых изображено оборудование для заморозки (витрины, кулеры, холодильники и др.);
3. Панно на голубом фоне, в правом нижнем углу которого изображен самолет, в верхней части в центре имеется надпись темно-синего цвета "DIMEX", далее красными буквами "Экспресс доставка", ниже синими буквами "корреспонденции и грузов". В левом нижнем углу темно-синими буквами указан адрес: г. Магнитогорск пр. Ленина, 89, оф. 511, ниже: "(3519) 28-60-99, 29-00-06", ниже: info@magnitogorsk.dimex.ws;
4. Панно, разделенное на две равных части, верхняя часть окрашена красным цветом, нижняя часть - зеленым. В верхней части мелким черным шрифтом имеется слово "корпорация", затем ниже белыми буквами написано фигурным шрифтом "Центр", еще ниже обычным шрифтом белого цвета: "бытовая электроника". В правом верхнем углу показана стрелка белого цвета, ведущая вверх.
На нижней части конструкции зеленого цвета в правом верхнем углу показана стрелка белого цвета, ведущая вверх. В верхней части написано фигурным шрифтом красными буквами "Сэлдом", еще ниже обычным шрифтом белого цвета: "Все для дома!". Ниже в "столбик" имеются три слова, выполненные обычным шрифтом буквами белого цвета: "Мебель, Интерьер, Подарки";
5. Панно меньшего размера желтого окраса, имеющее в центре слово "СОЛЯРИЙ", исполненное крупными красными буквами, справа изображена девушка в купальном костюме;
6. Панно с синим фоном, в центре крупными белыми буквами имеется слово "ЦЮРИХ", справа более мелкими белыми буквами - слово "розничное страхование";
7. Панно синего окраса, в центре которого крупными буквами белого цвета изображено словосочетание "САЛОН КРАСОТЫ", сверху "Парикмахерская", снизу "Солярий";
8. Панно, на фоне синего цвета которого указано желтыми буквами крупным шрифтом "АРЕНДА ОФИСОВ И ФАСАДА". Ниже следуют телефоны, также изображенные желтыми буквами "т. 27-86-88, 27-90-84";
9. Панно, которое визуально разделено на три части. На верхней части фон представлен в белом цвете, в верхнем правом углу имеется слово "ALOR", далее в центре данной части написано: "ФОНДОВЫЙ РЫНОК, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА". Центральная часть данной конструкции окрашена синим цветом, на котором в верхней части имеется надпись белыми буквами: "тел.: 43-10-55 офис 414". В нижнем левом углу центральной части конструкции изображена надпись желтыми буквами "Агентство недвижимости "МАКЛЕР". В нижнем правом углу центральной части конструкции изображена надпись желтыми буквами "ДНТ "Поселок "БЛАГОДАТНЫЙ".
Нижняя часть данной конструкции разделена на две части, в правой - на голубом фоне изображение в виде пожатия руками, в правой части - увеличение лупой макета застроенной местности;
10. Панно, визуально разделенное на две части, в правой части на синем фоне вертикально имеется слово "ХУДОЖНИК", слева друг под другом имеет место изображение словосочетаний: "Салон магазин; Рамки на заказ; Настоящая живопись. Материалы для дизайнеров, архитекторов, художников, без выходных офис 114" (с учетом принятого арбитражным судом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2011 (судья Тиунова Т.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 (судьи Мальцева Т.В., Ширяева Е.В., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Сервис-Центр" просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение положений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ), нарушение п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель считает, что конструкции, расположенные на северном фасаде здания, принадлежащего ему на праве собственности, представляют собой вывески арендаторов помещений в названном здании, являющиеся средством индивидуализации юридических лиц и направленные на извещение неопределенного круга лиц об их фактическом местонахождении. По его мнению, судами необоснованно не принята во внимание фотография, свидетельствующая о внесении корректировок в надписи, содержащиеся на указанных конструкциях. Общество "Сервис-Центр" также отмечает, что судами не дана оценка каждой спорной конструкции, находящейся на фасаде данного здания.
Как установлено судами, общество "Сервис-Центр" является собственником помещений в здании, расположенном по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ленина, д. 89, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.03.2008, 07.05.2008 (т. 1, л.д. 71-73).
Согласно акту от 15.10.2010 N 197 при обследовании места установки рекламных конструкций в виде "настенных панно" и "крышных установок", а именно северного фасада указанного здания, истцом выявлен факт эксплуатации рекламных конструкций при отсутствии соответствующего разрешения (т. 1, л.д. 7, 8).
По итогам проведенной проверки истцом подготовлено и направлено в адрес ответчика предписание от 20.10.2010 N 01-35/5043, которым ответчику предложено в срок до 29.10.2010 произвести демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций и сообщить о выполнении предписания в срок до 02.11.2010 (т. 1, л.д. 11, 12).
Данное предписание ответчиком получено 22.10.2010, что подтверждается соответствующей отметкой на почтовом уведомлении (т. 1, л.д. 13).
В соответствии с актом от 09.11.2010 N 201 представителем администрации при повторном обследовании места установки названных конструкций выявлено, что демонтаж рекламных конструкций не произведен (т. 1, л.д. 9, 10).
Администрация, ссылаясь на отсутствие у ответчика разрешения на установку на северном фасаде указанного здания спорных конструкций, обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что названные конструкции являются рекламными, разрешение на их установку у ответчика отсутствует.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске (п. 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
Проанализировав сведения, содержащиеся на конструкциях, расположенных на северном фасаде здания по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ленина, д. 89, суды сделали вывод о том, что надписи на конструкциях адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту, данные сведения указывают на вид и объем предоставляемых услуг, содержат контактные телефоны и призваны формировать и поддерживать интерес к услугам, оказываемым юридическими лицами.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные конструкции по характеру изложенной на них информации являются рекламными.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с п. 6 Положения о наружной рекламе в г. Магнитогорске (далее - Положение), утвержденного решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 24.10.2006 N 166, установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого администрацией города на основании постановления администрации города о выдаче разрешения.
Пунктом 18 Положения предусмотрено, что в случае самовольной установки рекламной конструкции администрация города направляет предписание лицу, осуществившему самовольную установку, с указанием сроков устранения нарушения. Демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции осуществляется лицом, установившим конструкцию на основании предписания администрации города.
При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции администрация города вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (п. 19 Положения).
Факт размещения рекламных конструкций на северном фасаде здания, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ленина, д. 89, подтверждается актом обследования места установки рекламной конструкции от 15.10.2010 N 197.
Из материалов дела следует, что администрацией в адрес общества "Сервис-Центр" направлялось предписание о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, определен срок для проведения демонтажа. Требования предписания ответчиком не исполнены (акты обследования места установки рекламной конструкции от 09.11.2010 N 201, от 24.01.2011 N 1, фотографии).
Принимая во внимание, что доказательств получения обществом "Сервис-Центр" разрешения на установку спорных рекламных конструкций не представлено, суды сделали обоснованный вывод о том, что названные конструкции возведены ответчиком самовольно и подлежат демонтажу.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорные конструкции не являются рекламными и представляют собой вывески арендаторов помещений в названном здании.
Ссылка общества "Сервис-Центр" на наличие фотографии, свидетельствующей о внесении корректировок в надписи, содержащиеся на указанных конструкциях, отклоняется. Данному обстоятельству судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2011 по делу N А76-23033/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Э.М. Маликова |
|
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с п. 6 Положения о наружной рекламе в г. Магнитогорске (далее - Положение), утвержденного решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 24.10.2006 N 166, установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого администрацией города на основании постановления администрации города о выдаче разрешения.
Пунктом 18 Положения предусмотрено, что в случае самовольной установки рекламной конструкции администрация города направляет предписание лицу, осуществившему самовольную установку, с указанием сроков устранения нарушения. Демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции осуществляется лицом, установившим конструкцию на основании предписания администрации города.
При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции администрация города вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (п. 19 Положения)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2011 г. N Ф09-5375/11 по делу N А76-23033/2010
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3857/11